
"Движение" создано с целью возрождения всеобщих ценностей: Веры, Семьи и Отечества.
Наша сила в Единстве!
Оставляйте свои предложения, с Вами обязательно свяжутся:
Электронная почта zvco@mail.ru
Иерихонский слепой и Россия
Свт. Мардарий Ускокович
Мы переживаем эпоху глубокого и весьма опасного кризиса, когда Евангелие не удовлетворяет блуждающих сынов народа, эпоху новых веяний, лжеучений и расколов. Но участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических. *** Я никогда не сомневался, возлюбленные братья, в вашей христианской ревности и благочестии, лучшим доказательством чего служат ваше трехчасовое молитвенное бдение, благоговейные поклоны, внимательное слушание совершения церковных служб и те многочисленные преклонные лица, часами слезно молящиеся у сей чудотворной иконы Божией Матери. Это и суть существенная, характерные черты русского народа, столь резко отличающие его от других западных и восточных христиан. В эти торжественные минуты подъема вашего религиозного духа, в эти святые минуты благоговейной настроенности и царящей глубокой тишины, в этот час, когда такое многолюдное собрание, какое не вмещает сей обширный храм, сердце мое сильно бьется, душа невольно возносится в высшие сферы духовного созерцания, уста мои невольно открываются, и я хочу говорить и говорить, проповедовать и проповедовать слово Божие. Постараюсь сократить волнующие меня в настоящую минуту чувства и мысли, чтобы не утомить и так усталое ваше внимание и слабое немощное тело. Братья! Сосредоточьте ваше благочестивое внимание на слышанном вами сегодня Божественном Евангелии и постарайтесь вникнуть в окружающую нас действительность о существующей среди нас, христиан, духовной слепоте. Однажды Спаситель со Своими учениками приближался к городу Иерихону, вблизи которого при пути сидел страждущий нищий, прося у проходящих милостыню. Ежедневно он с утра до вечера сидел, как бы прикованный к крепкой скале, не видя своими глазами света Божия и не узнавая благотворителей своих. Так проходили скучные дни за днями, и ничто не вносило в его душу ни малейшего разнообразия и оживления. Но вот в один прекрасный теплый южный день он прислушался к необычайному движению, шуму и шепоту во множестве проходившего мимо народа. Это необычайное явление вызвало в нем интерес узнать, что за причина такого большого народного движения, не появился ли какой-нибудь полководец или царь-завоеватель или не произошло ли восстание в народе. Он инстинктивно приподнимается, схватывает за край одежды первого проходившего и спрашивает его о причине небывалого явления. На свой вопрос он услышал ответ: «Иисус Назарянин идет». Тогда он, не колеблясь, громко закричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Спаситель был еще на значительно большом расстоянии, до Него доносился зов слепого. Кругом Него топились тысячи. И старые, и молодые, и мужья, и жены с детьми оставили свои дома и вышли за город встретить Назарейского Пророка, о Котором так много слышали. Все хотели приблизиться и видеть Его лицо. Несмотря на толкотню и давку, в толпе царила глубокая тишина из уважения к Великому Чудотворцу. Только где-то позади, в конце тысячной толпы сидел слепец-нищий, нарушая криками своими таинственную тишину. До Спасителя и окружавшего Его народа доносились ясные и отчетливые слова: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Стоявшие недалеко от слепца, возмущенные его дерзким нарушением тишины, заставили его на время замолчать. Но когда душа страждет, сердце болит и верит, молчать тяжело и даже невозможно, он еще громче кричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Спаситель, медленно шагающий среди многотысячной толпы, давши этим возможность всем рассмотреть Его лицо, вдруг остановился, и едва слышный топот шагов тысячной толпы утих, как в народе воцарилась еще более глубокая тишина. Все устремили взор свой на Великого Учителя в ожидании, что вот-вот уста Назарейского Пророка откроются для неслыханной проповеди о грядущем новом царстве. Толпа обманулась в своих ожиданиях. Вместо слов, которым бы они все равно не поверили, Христос дает им возможность новым чудом узнать и уверовать, что Он поистине обетованный Мессия, Сын Божий. Пока толпа в могильной тишине готовилась к слушанию проповеди, до Спасителя со старого места доносились ясные и отчетливые слова: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Спаситель велел привести его. – Чего ты хочешь от Меня? – спросил Спаситель нищего слепца. – Господи, чтобы мне прозреть. – Прозри! Вера твоя спасла тебя. И в присутствии многотысячной толпы Назарейский Пророк совершил величайшее чудо. Тот, который ежедневно стоял при пути у ворот Иерихона, прося милостыню, прозрел. Братья! Разве можно без слез и умиления слышать такую трогательную историю? Она никогда не в состоянии изгладиться из верующих сердец миллионов верных последователей Христа. Я не могу себе представить без сердечного умиления той торжественной минуты, когда Спаситель, окруженный многотысячной толпой, у ворот города Иерихона, под роскошным южным небом, среди природных красот, совершил величайшее чудо. Тут все говорят, что Он – Сын Божий. Воистину Он – Богочеловек! И я не могу в порыве своего пастырского служения не возвещать о Сладчайшем Иисусе Христе, что Он воистину Сын Божий. Я в этом никогда не сомневался и не сомневаюсь, ибо «я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1: 12), – скажу словами святого апостола Павла. Да, воистину Он – наш Спаситель, Он – Богочеловек, Сын Божий, Бог. И вы, братья, вместе со мной верите, что Он – Сын Божий, Бог. И в кого же нам веровать, как не в Него? У Него, только у Него «глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68). Вы слышали веру иерихонского нищего слепца. Воистину велика была вера у него, он примером своим многих колеблющих со дня исцеления своего привлек ко Христу. Такой веры теперь среди христиан нет или очень мало; вера есть, но она для большинства современного поколения не служит источником, из которого ключом бьет и разливается по лицу земли Русской живая спасительная и освежающая вода. Вот почему многие цветы веры, посеянные на Руси ревнителями благочестия, вянут и в конце концов совершенно пропадают. Братья! Слепота евангельского нищего была чисто физическим недостатком, физическою, телесною слепотой. Люди слепые, подобно иерихонскому нищему, лишены возможности наслаждаться чудесами окружающей природы, для них не существует дня и ночи, солнца, звезд и луны, они тяготятся своей жизнью, томятся, и кругом них царит мрак, но зато в душе их теплится искра надежды и веры, что они увидят Истинный Свет – Бога в потустороннем мире. Братья! Вы знаете, что кроме физической, телесной слепоты есть еще слепота духовная. Участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических. Они видят окружающий мир Божий, смену дней и ночей, разнообразие природы во все четыре времени года, видят звезды, луну и солнце, но, увы, они не видят Вечного Солнца – Христа, у них ум поражен духовною слепотой, у них нет духовного, истинного просвещения, у них нет искры веры, надежды и любви, они живут согласно влечениям своего животного инстинкта, влечениям страстей и по стихиям мира сего, живут в общении с людьми, «сидящие во тьме и тени смертной» (Мф. 4: 16). Участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических Возлюбленные братья! Мы переживаем эпоху глубокого и весьма опасного кризиса, эпоху, когда не желают и не хотят «верою ходить, а видением» (2 Кор. 5: 7), эпоху, когда Евангелие не удовлетворяет блуждающих сынов народа, когда хотят, чтобы не одною верою, а видением уверовали в Сына Божия, то есть хотят, чтобы повторилась Его земная жизнь со всеми чудесами и даже самой Голгофой и воскресением, чтобы они все это увидели своими собственными очами и только тогда, увидевши, уверуют. Повторяю, мы живем в то время, когда все элементы нашей веры подвергаются самому строгому, тщательному и беспощадному анализу. Переживаем эпоху новых веяний, лжеучений и расколов со всеми многочисленными сектами, и какова бы ни была крепка наша вера в Сына Божия и в Его непоколебимые устои Святой Церкви, какой бы ни была высокой степень нашей богословской образованности, нам весьма трудно избегнуть опасного влияния духа времени. Не говорит ли нам об этом история постоянных отпадений блуждающих сынов русского народа в различные новые, неведомые православию отцов и предков наших лжеучения? Братья! И между вами, слушающими меня, найдется немало таких, на которых влияние духа времени сделало свой пагубный отпечаток и для которых удержаться в лоне родного Православия не так легко. Возлюбленный брат! Разве тебе не случалось быть задетым опасной струей религиозного блуждания? Ты, сначала смутившись и поколебавшись в вере предков своих, в вере православной, доходил до крайних пределов сомнения, был на краю гибельного неверия и затем, очнувшись от опасного сомнения, должен был путем напряженных терзаний и мучительной душевной борьбы опять приобретать и возобновлять каждое из своих расшатанных и, быть может, совсем потерянных убеждений. Ты вместе с заблудшими сынами русского народа гнался во мрак за поисками Лика Христова в надежде найти Христа лучшего, чем тебе Он Сам открылся в Своем Божественном Евангелии, и, не найдя Его, ты с израненной и истерзанной душой вернулся назад и бросился в объятия любящей и прощающей Матери-Церкви. Но сколько горьких минут, сколько бессонных ночей пришлось тебе пережить, и теперь от бывшего заблуждения и душевного волнения ты еще совсем не успокоился. Ты испытал, скольких трудов, терзаний и опасностей пришлось тебе перенести вне ограды родной Православной Церкви, под безопасным кровом которой ты жил мирно и спокойно, держась одного направления, предлагаемого ею, а там, вне ее ограды, ты убедился в постоянной смене религиозных убеждений. Ты видел там печальное зрелище мятущихся душ, которые гнались за поисками Вечной Истины, и, не находя Ее, они делались безнадежными, видели полное свое банкротство и крушение своих исследований и исканий, а ложное чувство стыда не позволяло им вернуться в отчий дом – в лоно родного Православия, и они, озлобленные и ожесточенные, падали в крайности и распинали нашего Бога и Христа на всемирной Голгофе. О несчастные сыны плачущего о нас народа, во что хотите превратить Царство Божие на земле, которое есть «правда и мир и радость в Духе Святом» (Рим. 14: 17)! Пожалейте измученную родину свою, многострадальную Россию, просите у нее прощения и вернитесь под ее любящий материнский кров. Обуреваемые волнами человеческих страстей, вы уходите все дальше и дальше в холодные глубины царства тьмы. Кто избавит вас от неминуемой грядущей опасности и верной пропасти? Церковь вам протягивает руку помощи, а вы дерзко ее отталкиваете. Вчера вы ползали у ног вашего бога, имя которому хлыстовщина, сегодня вы его отталкиваете и выбираете себе других, имя которым баптизм, штундизм, молоканство, а завтра будет называться пашковщина, толстовщина и так далее без конца. О непостоянство человеческое, ушедшее от заветов Господа Христа! О жалкие отступники родного Православия! Ваши боги мертвы, в них нет духа жизни, духа премудрости, духа разума Божия; ваши храмы нечестивы и немы, а обожаемые вами боги – потомки падших ангелов, «порождения ехиднины» (Мф. 23: 33). Они, эти ваши боги, убили в вас в самом корне всякое представление о Личном Боге, о Христе Спасителе, а дали вам пантеистическое учение о безличном боге, которого отождествляют с миром, с разумом и т.д. Они вам говорят, что всякая ассоциация, союз есть зло, семья – зло, гражданская администрация – зло, народная школа всех образцов – зло, но самое большое зло – это Церковь, которая развращает народ, служа грязным целям государственного организма. Они дерзновенно поднимают руку свою на святыню народа. Они хотят потрясти и разрушить веками освященные основы церковного, государственного, общественного и семейного строя русской жизни. Вот принципы ваших новых богов, возглавляемых Толстым. Девизом многих ваших богов служит: разрушить все существующее, чтобы на его развалинах создать все новое. Сыны русского народа! Неужели вы не видите, куда вас ведут ваши боги и лжеучителя? Посмотрите на двигателей современного вашего лукавого просвещения. Какой контраст между их громогласным учением и собственной жизнью! Разве в перспективе вы не видите мрачные долины со скалистыми ущельями и бездонными пропастями, в которых слышится холодный ветер далекой шумной ожесточенной борьбы, результат которой – вечная гибель? Вот куда вас ведут ваши учителя. А там – на развалинах ваших трупов боги ваши будут торжествовать свою победу. Но подождите, остановитесь, несчастные заблудшие сыны многострадального русского народа, услышьте сердечное слово, выливающееся из страждущего сердца молодого проповедника Евангелия Христова! Слышите: для вас еще не настал последний час. Возожгите вновь ваш мерцающий светильник, загасающий от гибельного влияния духа новых веяний, возвратитесь всем сердцем к Богу, призовите Его благословение слезным раскаянием, да пошлет Он вам снова благодать Свою. Принесите себя в жертву Ему, сложите оружие богоборственного ума своего у подножия Его Креста, примиритесь с Ним, и тогда только упокоится ваша волнующаяся совесть и исчезнут все ваши тревоги. Я верю, твердо верю в добрые задатки вашей души, и я знаю, что благодаря им вы окончательно не погибните. Слышите, вернитесь в свой отчий дом, традиции которого таковы, что ваши новые боги всячески стараются прикрыть их завесой мрака, дабы вы не прельщались их преимуществами и высокими достоинствами. Вернитесь в лоно Христовой Церкви, проснитесь от сна, бросьте свое постыдное рабство и обратитесь ко Христу, желающему спасти вас. Вернитесь, в ваших душах еще есть мерцающая искра веры. Идите к нам, искра эта осветит первые шаги вашего мрачного пути, а, придя к нам, вас Святая Церковь встретит с любовью и радостью. Вам тяжело возвращаться назад по вашему скользкому пути, но вы упорно преодолевайте все трудности, поддерживаемые голосом своей пробудившейся совести: вы должны быть спасены. Верьте этому голосу, следуйте его упованиям, и он, несмотря на все препятствия, благополучно приведет вас к подножию Креста Христова, с высоты которого вы услышите Его любвеобильный голос: «Я вас прощаю, ибо вы не знали, что делали». «Отвергните дела тьмы и облечитесь в оружия света» (Рим. 13: 12). Достигши избавления и начавши снова идти по пути спасения, вы с отвращением будете вспоминать свое прошлое. Тогда-то вы, возрожденные, обратите свой взор на Крест и от всей души скажете: «О Христос, наш Спаситель, согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою. Мы знаем, что Ты, только Ты – Путь, Истина, Жизнь; мы торжествуем, что Ты не допустил людям окончательно отнять все святое у нас, оторвать нас от Тебя; Твоими стопами Ты освятил нашу грешную землю, оросив ее кровью Твоею, а мы хотели на ней сеять злое. Призри на слезы наши и лучезарным светом Твоим озари потемневшие души наши. Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». Братья! Как душа моя радуется, видя заблудших сынов русского народа, возвращающихся из далекой блудной страны – царства тьмы – в свой родительский дом – в страну Вечного Солнца. Это не только предмет моего пастырского желания, это непреложное обещание Христа Спасителя, не хотящего смерти грешника. Братья! Господь наш Иисус Христос, наш Пастыреначальник, повелел нам, пастырям Церкви Своей, пасти стадо Его и возвращать заблудших овец дома Израилева. Тысячи поставленных Богом иереев по необъятной русской земле благовествуют Евангелие Его. Но, братья, нам, пастырям, хоть и «Господу поспешствующу» (Мк. 16: 20), трудно бороться с надвигающейся страшной бурей неверия и религиозного шатания. Необходимо, братья, и ваше слово вразумления, слово братского участия, если не с церковной кафедры, то в частных домах, в собраниях и во всяком удобном случае, а главное – своим примерным образом жизни. Скажите своим заблудшим братьям и сыновьям, что Христова Церковь ждет их возвращения. Приведите их к подножию Креста Христова и скажите им, что Он обратится к ним не с громами и молниями, не с голосом карающего судьи и мщения, а голосом Божественной любви и прощения. Отцы и матери! Спасайте ваших детей, эту надежду России, от гнилых учений Братья! Посмотрите вокруг себя, и вы увидите наряду с верующими и неверующих, наряду с благодатью – грех. При блеске распространенного света веры, озаряющего самые отдаленные и противоположные концы вселенной, вы при внимательном наблюдении заметите поднимающиеся из недр земли пагубные и заразные испарения, которые сгущаются в густые мрачные тучи, затемняющие своими толстыми слоями Солнце Истины, Любви и Правды. Отцы и матери! Я не сомневаюсь, что благо и будущее России вам дорого, поэтому спасайте ваших детей, эту надежду России, от гнилых учений. Знайте: как только в среду народа вторгается разлагающий дух сомнения, блуждания и неверия, как только теряется уважение к родной религии, тотчас наступает падение не только нравственности, но падение и общества и самого государства. Поэтому, о жены, о матери! Спасайте наших детей – этот оплот светлого будущего России, спасайте их от пагубных веяний современных лжеучителей, которые с таким жаром, с такой энергией завлекают ваших сыновей и дочерей в свои сети. Им нужны молодые силы и свежие умы, и ими они хотят создать крепкий фундамент для дальнейшей пропаганды своей. Учите же ваших детей преданности заветам Христовым, заветам предков своих и готовьте их для величия Православия, для славы и могущества России. Наберем же силы и бодрости, братья мои, для предстоящей борьбы с врагами веры и будем крепкими защитниками родного Православия, ибо только тогда сильна будет возлюбленная Россия и над ней снова после тяжких испытаний воссияет новая заря истинной свободы, мира, любви, правды и возможного счастья. Да наступит же эта заря скорее, и да воскреснет былое могущество России скорее. Аминь. *** Слово в Неделю 31-ю, сказанное в Кишиневской митрополии 9 января 1911 года Впоследствии оно вошло в сборник его бесед под общим названием «Завет русскому народу», выпущенный в 1912 году в Одессе.
Свт. Мардарий Ускокович
10 января 2021 г.
Источник: Pravoslavie.ru
Духовное родство
Слово в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти Давида Царя, Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня
Иеромонах Никон (Париманчук)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С продолжающимися днями празднования Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Евангелист Иоанн, повествуя о последней беседе Христа со Своими учениками, приводит слова своего Божественного Учителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16: 21). И каждый христианин тоже пребывает в скорбях и находится в муках духовного рождения – рождения нового человека из существа старого, ветхого естества. Но эта болезнь, этот труд рождения бывает и причиной радости духовной, которой одаривает каждого Господь Спаситель в эти святые дни после Своего рождения. И среди этих праздничных дней Православная Церковь особо выделяет первый воскресный день после дня Рождества, когда православные наиболее полно собираются на молитву в храме и могут благодарно вспомнить святых праотцев Христа Спасителя: царя Давида, старца Иосифа, бывшего обручником Пресвятой Девы Марии, и сына Иосифа, сводного брата Господня и апостола Церкви Божией Иакова. Жизнь и отдельного человека, и целого народа можно уподобить книге, где каждый прожитый день, год, каждое людское поколение – своя страница. И жизнь всего человечества прообразовательно отображена в книге Священного Писания. Все мы слышали о книге псалмов, входящей в состав Ветхого Завета, которая называется Псалтирь, большинство псалмов которой составлено пророком Давидом. Это несколько десятков листов Священного Писания. Часто упоминается святой пророк и на страницах Книг Царств, и в Новом Завете. Несколько страничек Священного Писания – это послание апостола Иакова, обращенное ко всем христианам. И лишь несколько раз упоминается имя Иосифа – хранителя девства Пречистой Богородицы, который разделил тяготы земной жизни Христа Спасителя с первых ее дней и был ее хранителем. Именно ему Ангел Господень дал повеление о бегстве в Египет, как слышали об этом мы сейчас в Евангелии. Как ни различны по объему воспоминания об этих святых, но все они запечатлелись в общей книге Жизни, и каждый из этих святых служил родившемуся Христу, каждый из них откликнулся на зов прийти на служение Господу. И воспоминание их в один день, духовное родство их основано на труде надежды, труде противостояния искушениям, труде верности. Каждый служил своим житием пришествию в мир Спасителя. И земное бытие каждого из нас берет свой исток от родителей наших, которые в свою очередь получили священный дар жизни через своих отцев и матерей, от всех тех, кого мы поминаем как «почивших сродников наших», – всех тех, которые в свое время, как новые ветви и новая листва, произрастали от общего ствола рода человеческого. Ближних наших родственников мы знаем, помним их имена, но чем далее в прошлое, тем гуще туман забвения их личных имен и их личных жизней, которые, завершившись, как опавшие листья, опустились к корням общего древа жизни человеческой, чтобы дать его корням питательную силу житейского знания и духовного опыта. И мы, однажды через родителей наших получив от Господа, как наследство, священный дар жизни, должны благодарно помнить о них и в молитвах, и в делах, но и быть готовыми в определенный срок уступить нашим будущим потомкам место жизни. В нашем роду были и благочестивые, и нечестивые, были и грешные, и праведные, как и в земном родстве Христа Спасителя, перечисляемом святыми апостолами, были и верные, и неверные Богу предки. Но Спаситель не погнушался, не постыдился этой несовершенной и не идеальной родословной, и через это произволение Своего Божественного смирения породнился со всем родом человеческим. От этого родства сердца наши чувствуют радость праздника, от того «родился Человек [для всех нас] в мир». Но в какой мир родился Христос? В мир хаоса, смятения и зла. Пришел в мир, в котором отсутствовал сам мир. Так плачет дитя в первый миг рождения, невольно выражая скорбь, с которой неразрывно сопряжен весь путь земного бытия. Христос пришел к нам не на праздник, но чтобы саму жизнь нашу сделать праздником. Но праздник – это не шумное застолье. Родился, чтобы разделить с нами, смертными детьми Своими, всё это тяжелое поприще нашего земного бытия, чтобы дать нам крест Свой Божественный, несение которого и есть смысл жизни и цель спасения души. Господь беспомощным Младенцем воплощается в этот мир, чтобы показать, что Он с нами во вся дни живота нашего – от колыбели до могилы. Не гнушается родиться ночью в нечистоте пещеры – прообраза мрачного, холодного и бессердечного мира, лишенного милосердия. Не брезгует сойти в мир среди бессловесных скотов, которые есть прообраз нашего духовного невежества и упрямства. Не боится доверить Свою жизнь, но кому? – Своей Пречистой Матери, Которая Сама еще беспомощная Юница, довериться немощному старцу Иосифу, утомленному и годами жизни, и попечениями о своих родных детях, и переходом для переписи народной, и ночным временем, и бытовым неустройством. Не смущается довериться Своему мнимому брату Иакову, который еще сам ничего не смыслит в жизни. А опасность была, и опасность действительная. Царь Ирод, как прочитано было сегодня, «увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16). Нас пугает и возмущает эта несправедливость жизни, ум наш не может согласовать праздничное событие Рождества с последовавшей за ним гибелью невинных душ. Потому что мы только словами хвалы приближаемся к Богу, но сердечные дела наши далеки от Него. Мы видим еще только половину мира – только мир вещественный, но считаем, что это и есть полнота всего творения Божиего. Мы видим эту жизнь, земную жизнь – и считаем, что она и есть всё, как будто забываем, что отойти нам предстоит не в «мир теней», а к Спасителю нашему. «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12: 7). Мы стремимся к порогу мира духовного, за которым находится наш Владыка – Творец и Вседержитель, но мы «земля еси» и столь привязаны к земле и всему земному, что не можем подняться ввысь, горе и увидеть жизнь будущего века, в которую переходят все – но только «творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5: 29). Мы – гордые, смелые, самостоятельные и самонадеянные – лучше знаем, что есть зло и добро, счастье человеческое, что есть благо; понимаем без чужих советов и подсказок, как получше, поудобнее устроиться в этой жизни. И в этом своем духовном ослеплении настойчиво просим у Господа земного благополучия. Но у Господа нашего этого нет. Потому что не открыть мифический рог земного изобилия, начать золотой век пришел Он к нам, но пришел в смирении даровать спасение грешникам, то есть всем нам, каждому. Поэтому если чего мы и можем просить у Господа, пришедшего к нам таким образом, так только смирения. Смирения пред Богом и пред ближним, который сотворен по образу и по подобию Божиему. Но просим, скрыто требуем от ближнего служения себе, жертвоприношения себе, поклонения себе, любви к себе, желая во всем начальствовать, желая во всем исполнения своей воли. Но вот иной пример отношения к ближним – пример царя Давида, причем пример отношения не просто к ближним, но к воинам, которые всегда безгласны пред начальствующим. Во время сражения с филистимлянами царь захотел пить и сказал: «Кто напоит меня водою?..» «Тогда трое… храбрых пробились сквозь стан [вражеский] и почерпнули воды из колодезя… и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» (2 Цар. 23: 16–17). Осознаем ли мы, что делаем, когда угнетаем ближних своих, и чью кровь пьем, когда пытаемся начальствовать над ними? Будем смиряться и смиряться. Каждый раз, молясь перед Святым Причастием, мы обращаемся от своего лица к Господу словами святителя Иоанна Златоустого и просим Его: «смирися и ныне смирению моему, и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души». И Господь, Божественный Младенец, доверится нам и возляжет Своим Божественным миром в нас, когда мы не будем увеличивать скорби наших близких, а значит – и скорби Христовы. И мы, пусть хоть мало, но приблизимся ко Христу и дадим Ему приют – Ему и чадам Его: больным, заключенным, бедным и всем несчастным в этой временной жизни, когда поможем им, как и Сам он говорил об этом (см.: Мф. 25: 35–40). Если же и этого нет, то забудем о своей гордости и будем просить смирения и покаяния у Господа. А Господь, память Рождества Которого мы обновляем в церковном праздновании, говорит нам: отныне «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20). Праведные Иосиф Обручник, пророк и царь Давид, апостол Иаков, брат Господень
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Иеромонах Никон (Париманчук)
11 января 2015 г.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/76431.html
«Матерь Божия — это второе небо и второй мир»
Проповедь на Собор Пресвятой Богородицы
Архимандрит Клеопа (Илие)
Знаете ли вы, какой сегодня праздник? Сегодня Собор Пресвятой Богородицы. А почему Церковь Иисус Христова, невеста Агнца, установила, чтобы на следующий день по Рождестве Христовом праздновался Собор Матери Божией? Сразу после Рождества Господа у нас идет Собор Матери Божией, потому что в нем чествуются лица, связанные с Его Рождеством: Пресвятая Богородица, блаженный Иосиф Обручник, святой Иаков (брат Господень), святой пророк Давид и иные. Люди, которые составляли синаксарь (годовой круг православных праздников), не были необразованными или простыми, а великими святыми. Они задавались вопросом: «Через кого совершилось спасение рода человеческого? Через Господа нашего Иисуса Христа. А через кого действовал Бог в этой тайне спасения мира, кто были Его избранными сосудами? Прежде всего — Иисус Христос, затем Матерь Божия». Мы видим, таким образом, что прежде веков в Совете Пресвятой Троицы был задуман план спасения рода человеческого путем воплощения Бога Слова от Девы. Ни сатана, ни херувимы, ни ангелы, ни святые не ведали той тайны Совета Пресвятой Троицы, что Бог в исполнение времен соделается Человеком от Девы. Так, божественный отец Максим Исповедник говорит: «Таинство, от века сокровенное и неведомое ангелам. Но как же его не знали ангелы, когда пророчества о Пришествии Мессии исполнялись через ангелов?» Ведь Благовещение Пресвятой Богородицы совершилось через ангела (см.: Лк. 1: 26). И тот же святой отец показывает далее, что ангелы действительно знали, но только знали что? Что родится Мессия, а каким образом — этого не знал никто. Тайна сия была сокрыта до Христа, она остается сокрытой и сегодня и останется сокрытой во век века. Остается неизвестным, как Бог, невместимый и неописуемый для всех Его творений и всех небес, вместился во чреве Девы, чтобы стать совершенным Богом и соделаться Человеком, пребывая одновременно и с Отцом на престоле, и во чреве Девы, и исполняя всё. Вы видите, как в таинстве вочеловечения Бога Слова, в исполнении плана спасения рода человеческого второй после Спасителя мы видим Его Матерь, служащую сосудом избранным и Лицом, избранным из всех народов земли для совершения этой тайны? Ибо говорит божественный Максим Исповедник: «Как сад создается для того, чтобы мы сажали деревья, и деревья сажаются для сада, так и Матерь Божия создана была Богом заранее и был составлен план, чтобы из Нее родился Христос в исполнение времен». Однако и через Исаию предсказано было за 700 лет до этого: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Таким образом, Матерь Божия была Личностью, избранной Пресвятой Троицей из всех народов земли как самая чистая и самая святая Дева, из рода архиерейского и царского, из рода Ааронова по матери и рода Давидова по отцу, избранной из двух главных колен по плоти, а как по духу — это одному Богу ведомо, чтобы послужить спасению рода человеческого. При Благовещении архангел Гавриил сразу кланяется Ей со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1: 28). С момента Рождения Спасителя, когда Она родила Его в яслях, Богородица всегда была рядом со Спасителем. Она была ближе всех к Нему. Носила Его 9 месяцев во чреве, вскармливала молоком год, носила на Своих объятиях, а сколько раз лобызала Того, Кто сотворил небо и землю, сколько раз утешала Его, сколько раз обнимала, сколько раз плакала от радости? Она ведь была не только Пресвятой и Пречистой Девой, но и Пророчицей. Знала, что Тот, Кого Она родила в пещере, — не только Человек, но и Бог, Ее Творец, создавший Ее во чреве матери. Подумайте, какая радость наполняла Ее сердце, когда Она сознавала, что несет в Своих объятиях Того, Кто держит в Своих руках небо и землю! Когда пастыри возвестили слово, сказанное им ангелом о Младенце (см.: Лк. 2: 10–11, 17–18), и когда старец Симеон в храме предсказал Ей, что сердце Ее пронзит меч, когда Христос будет страдать на Кресте, говоря: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (ст. 34), то что было сказано? «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (ст. 19). При родах Она не испытывала боли, ибо только Божия Матерь родила безболезненно, поскольку там, где изначально не было услаждения от мужа, не было потом и боли. Родила Она от Духа Свята, без боли. А боль, которой не было при рождении, у Нее была при распятии Спасителя. Тогда меч прошел через Ее сердце, и Она трижды падала без чувств, видя Сына Своего истекающим кровью, поругаемым и избиваемым, тем более, что знала, Кто Он на самом деле, пришедший спасти нас и ранами Своими исцелить рану рода человеческого. Итак, с самого начала Пречистая Матерь Божия была рядом со Спасителем мира. А всего через несколько недель по Рождестве нагрянула беда. Пришли волхвы с Востока, чтобы поклониться Ему. А волхвы те не были людьми ни неучеными, ни бедными. Еще за тысячу с лишним лет до этого один из таких волхвов, Валаам из Патора, великий астроном и звездочет, предсказал: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых», то есть богов народов мира (Числ. 24 17–18). Потому из поколения в поколение передавалось, от старцев и волхвов-астрономов, что, когда покажется звезда, путешествующая не с востока, как солнце, — ибо звезда Спасителя пришла не с востока, а направляясь от юга к северу, — когда покажется на небе подобная звезда, пускай идут в ее направлении, ибо родится от Иакова — от Израиля, праотца рода еврейского, — Царь, Который сокрушит все царства мира и будет царствовать вовек в Царстве духовном и не имеющем конца (см.: Лк. 1: 33). И эти ученые люди, завидев звезду, сразу же вскочили на коней и помчались вслед ее. Отправилось их четверо, но дошли только трое. Одному из них, по имени Арватан, воспрепятствовал диавол, и он не смог прийти поклониться Спасителю в Вифлееме. И были волхвы эти очень богаты и очень знатны. А потому принесли золото, смирну и ладан: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Мертвому и всё прочее. И поклонились Ему. Ирод же, узнав от них о Рождении Христа, созвал архиереев, книжников и старших законников и спросил, где должно родиться Христу. А они отвечали: — В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля, — и прочее (Мф. 2: 5–6; Мих. 5, 2). Иосиф и Мария пошли записаться на перепись туда, в Вифлеем, в свой дом, откуда они были родом, ибо оттуда был Иосиф, обручник Девы, хотя теперь они и жили в другом месте. А пещера та, где Она родила, знаете, чья была тогда? Ею владел один человек по имени Крэчун (*1). То была пещера шириной футов в 200–300 для коров, с яслями для коров, где они прятались днем от зноя. То была пещера, где Давид запирал своих овец, когда был пастухом. Таким образом, Спаситель возжелал родиться именно в той пещере, где в молодости пастушествовал Давид, предок Его по плоти; Он не выбрал Себе дворцов ни римских, ни персидских, но пещеру Давидову, чтобы явить Свое смирение с самого начала, с Рождения. Когда волхвы ушли, Иосиф услышал от ангела, что Ирод ищет души Младенца, чтобы убить Его. Ибо Ирод, увидев, что волхвы, путеводимые ангелом, иным путем ушли в свою страну, приказал умертвить всех младенцев, начиная с двух лет и меньше, по времени, выведанному от волхвов, в Вифлееме и всех пределах его (см.: Мф. 2: 16–18). Вы слышали в сегодняшнем Евангелии, что произошло после того, как ушли волхвы: «Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2: 13). Вы видите попечение Бога о Сыне Своем? Однако почему Бог бежит от человека? Разве не мог Христос, сотворивший небо и землю, в мгновение ока погубить Ирода? Почему же тогда Он бежит от Ирода? Неужели боится его? Нет, Боже, упаси! Бог может сотрясти землю с самых оснований и истребить все народы земли как муравьев. Но Спаситель всю жизнь являет Собой образ, то есть икону, христианской жизни, на все века и времена. Спаситель с самых пеленок стал подавать Собой добрый пример смирения и молчания, делом, а потом и словом, когда стал проповедовать Евангелие, показывая, как поступать нам, христианам, если будет грозить опасность. Божественные отцы — Иоанн Златоуст и другие — говорят, что Он не боялся, а показал нам, людям, что не надо строить из себя гордых, когда услышим, что нам угрожает опасность, и не говорить: «Я не боюсь!» Ибо тогда нас покинет благодать Божия. Когда мы знаем, что кто-нибудь хочет причинить нам зло, будем остерегаться его пути. Ты слышал, что говорит Евангелие: «Остерегайтесь людей» (ср.: Мф. 10: 17). И сейчас Христос, остерегаясь Ирода, на деле показал то, что сказал, когда вышел на проповедь после Крещения: «Остерегайтесь людей», — и: «Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (ст. 23). И опять же, Он не говорит: «Когда пойдете к правителям», а когда «поведут вас» (ст. 17). Это показывает и святой Григорий в 9-й главе «Пидалиона»: «Он не сказал, что вы пойдете, а что вас поведут пред людьми и судьями, то есть другие поведут вас». Итак, не будем говорить, мол, Бог позаботится о нас, и добровольно бросаться в опасность, ибо Христос никак не учит нас этому ни сегодняшней притчей, ни словом, когда проповедовал Евангелие. А словом и делом показал нам, что надо избегать опасностей. Христос пошел в Египет еще по двум причинам. Он бежал туда, потому что существовало пророчество, которое Он должен был исполнить, как в свое время должен был исполнить и пророчество о распятии, уксусе, трости и всем прочем, что было предречено. Пророк говорит: «Из Египта воззвал я Сына Моего» (Ос. 11: 1; Мф. 2: 15). Надо было, таким образом, чтобы исполнилось и это пророчество, а именно чтобы Спаситель призван был из Египта. Поэтому Он должен был пойти туда на какое-то время, чтобы потом снова быть призванным ангелом в землю Израильскую, как вы слышали. Но это произошло и по другой причине. Во II веке по Рождестве Христовом появились ереси, называемые гностическими, в III веке — монтанисты, в IV-м — ариане и т.д. И некоторые из них возомнили, будто Христос родился не по-настоящему, а призрачно. Таким образом, если бы Христос не скрылся в Египте, эти еретики думали бы, что Он и не был Человеком, имеющим тело, но только Богом, Который воплотился лишь по видимости. Если же Он бежал от меча Иродова, то бежал как Человек, чтобы явлено было, что Он несет и человеческое естество и меч Ирода сразил бы Его, если бы нашел. Таким образом, Он сделал это, чтобы Церковь извлекла впоследствии пользу. Он бежал, чтобы исполнилось пророчество, которое гласит, что «из Египта воззвал Я Сына Моего», но и для того, чтобы показать, что Он несет тело и остерегается по Своему человеческому естеству меча Ирода. Но почему же Евангелие говорит, что ангел Божий во сне сказал Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет» (Мф. 2: 13)? То есть когда ты в опасности, поторопись, беги! А когда они 7 лет провели в Египте, уже не говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в землю Израилеву», — но: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (ст. 20). То есть иди спокойно, больше не бойся, ибо враг, искавший души Христа, умер. Итак, когда была опасность и надо было спешить, он сказал: «Беги!», — а когда опасность миновала, сказал: «Иди в землю Израилеву». И пришел Младенец с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом, и, услышав, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, они уже не дерзнули прийти в Вифлеем, откуда ушли когда-то ночью, второпях, а направились далеко, в Назарет Галилейский, близ моря Средиземного, неподалеку от Сирии. Пришли в город Назарет и пожили там до времени, чтобы исполнилось другое Писание, гласящее, что «Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23; Мк. 1: 24; Деян. 2: 22). «Вифлеем» переводится как «дом хлеба», а «Назарет» — это «цветущий» и «освященный». Ибо Спаситель именуется «Цветком благодати» и «Святыней Отца». Поэтому Спаситель ушел в Египет, а вернулся назад в пределы Назаретские. А теперь расскажу вам о Матери Божией, ведь сегодня Ее Собор. Бытует мнение у некоторых крупных богословов Восточной Церкви, что ценность Матери Божией так велика на небе и на земле, что если бы, не приведи Господь, Бог утратил все девять чинов ангельских, весь мир видимый и невидимый, все народы земли, Он не скорбел бы так, как если бы лишился Пресвятой Богородицы. Так богословствуют многие, в том числе святой Никодим Святогорец, поскольку предусмотрено было, чтобы план спасения рода человеческого исполнился только с Пришествием Спасителя благодаря Божией Матери. Ценность Пресвятой Богородицы так велика, что превосходит ценность всех сил, горних и дольних. Поэтому говорю вам: сколько же безумия, сколько заблуждения, сколько нерадения, сколько беспечности у тех христиан, у которых дома нет иконы Матери Божией или лампады перед Ее иконой, или кто каждый день не читает Пресвятой Богородице хотя бы по одному акафисту или молебну! Матерь Божия — это второе небо и второй мир, как говорит святой Иоанн Дамаскин. Через Нее обновился род человеческий, и Она — Царица всех ангелов и всех святых, Она — наша Матерь, Матерь всех народов земли и всякой страждущей души, призывающей Ее на помощь. Горе тому христианину, который не почитает Пресвятую Богородицу и не имеет дома молитвослова, чтобы почитать Матери Божией молебен или акафист, или же не знает наизусть ни одной молитвы к Ней! Великий стыд ожидает его в день Суда. Вы знаете, кто будет стоять одесную Спасителя в день Суда? Матерь Божия. А слева будет святой Иоанн Креститель, ангел-предтеча всех святых. Таким образом, эти два святых лица — больше всех на небесах после Пресвятой Троицы: сначала Пресвятая Богородица, а потом святой Иоанн Креститель. Сколько же боли и сколько стыда ждет те народы земли, которые не познали и не почтили Ее! Ведь Ей, стоящей одесную Спасителя, Он окажет тогда столько послушания как носившей Спасителя во чреве, и родившей Его, и вскормившей Его молоком, и носившей Его на руках, и всю жизнь пробывшей рядом с Ним, и всегда ограждавшей Его от опасностей, и всегда Его слушавшей, и больше всех страдавшей, когда Он страдал на Кресте, ибо сердце Ее обливалось кровью. Вот какой славой и честью окружена Она там, наверху, а мы, грешные, на земле ленимся призвать Ее на помощь. Или не знаем, через какую боль предстоит пройти нашей душе в час смерти? Тогда увидим, как сильна Пресвятая Богородица облегчить наши муки и вырвать нас из когтей бесов, которые явятся, чтобы показать нам, сколько всего мы нагрешили словом, делом и помышлением. Жил когда-то один монах в Галлии, то есть нынешней Франции. Было это в те времена, когда Западная Церковь еще не была католической, а была одна Православная Церковь во всем мире. И была там одна монашеская обитель, которая почитала Матерь Божию как свою Покровительницу и Утешительницу. А у монаха того была еще пущая любовь к Матери Божией и великое благоговение перед Ней, и он каждый день совершал молитвенные правила, земные поклоны, молебны и акафисты со многими слезами к Матери Божией, чтобы Она пребыла его Помощницей на земле, и в час кончины, и в день Суда. И еще молился бедный монах так: «Матерь Божия, мне хотелось бы однажды увидеть Тебя, какова Ты на небесах, чтобы стяжать еще большее благоговение перед Тобой и сугубую веру. Я недостоин этого, ибо я человек грешный, но, если пожелаешь, покажи мне, чтобы мне увидеть, какой славой Ты обладаешь на небесах. И если увижу Тебя однажды, я не забуду этого до самой смерти». И много молился он, однако Матерь Божия не желала ему являться. Утешала его втайне, но показаться не хотела, — может, чтобы не возгордился, а может, чтобы не ослепить его, ведь Она сияет в десятки тысяч раз сильнее солнца. Однако видя, что он постоянно Ее беспокоит, ибо он непрестанно плакал, и видя, каким он верным был, Она пожелала ему явиться, но только не в том сиянии и славе, какими обладает одесную Сына на небесах, а в такой славе, которую он сможет вынести. И однажды на молитве явилась ему Матерь Божия в таком сиянии, что он подумал, что если сейчас не закроет глаз, то ослепнет. И тогда закрыл он один глаз, а второй у него ослеп полностью: столько света, и столько благоухания Духа Святого, и столько красоты и сияния исходило от Нее. А. И он поклонился Ей, а Пресвятая Богородица преподала ему благословение и сказала: — Не переставай молиться, ибо ты придешь, чтобы лицезреть Меня там, на небесах, навечно! И когда ушла Пресвятая Богородица, душу его наполнили великая радость и великое утешение от Духа Святого, Который пришел через Матерь Божию и исполнил его любви духовной. Однако он жалел об одном и всё говорил себе: «Какой же я был глупый! Ну зачем я закрыл один глаз? Лучше бы держал его открытым и ослеп на оба глаза, лишь бы насытиться света того столько прекрасного и неизреченного Пресвятой Богородицы. Но придет ли Матерь Божия еще раз?» И принялся снова молиться: — Матерь Божия, мне так жаль, что я пощадил второй глаз. Я ослеп на тот глаз, которым увидел Тебя, но если Ты придешь еще, хочу ослепнуть и на второй, лишь бы увидеть Тебя еще раз! Я хочу остаться слепым навсегда, до самой смерти, лишь бы увидеть Тебя на несколько мгновений! И молился он так годами, и наконец явилась Матерь Божия. Но когда Она ему показалась, то вместо того, чтобы ослеп и второй глаз, произошло другое чудо: у него открылся и слепой глаз, и оба глаза у него сделались чистыми и здоровыми. Матерь Божия, придя, не стала слепить ему и второго глаза, а сказала: — Отныне ты будешь видеть Меня на небе, когда явишься туда. И стал он здоров на оба глаза, а немного спустя преселился бедный монах на небеса, чтобы наслаждаться радостью и светом, веселием неизреченным и лицезрением Пречистой Богородицы не на миг, не на минуту, а навсегда. Преселился, чтобы взор его духовный был устремлен к Пречистой, и к Спасителю, и к Пресвятой Троице со всеми святыми во свете неприступном, и чтобы он радовался и веселился. Но нам не надо непременно желать такого видения. Это было дерзновение души столь великой, а мы будем видеть свои грехи и не возмечтаем увидеть Пресвятую Богородицу, ибо того недостойны. Будем видеть и оплакивать свои грехи, каяться до последнего вздоха, исповедоваться чисто, мириться со всеми, соблюдать святые посты, проводить жизнь чистую, иметь любовь к ближнему, и тогда и мы, грешные, сможем уповать на милость Спасителя и Пречистой Девы Марии, что тоже сможем лицезреть Ее в будущем веке, не минуту, не день, не год и не тысячу лет, а во веки веков. Молитвами Пречистой, Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, грешных. Аминь! *1 - Слово «Крэчун» переводится как Рождество. Еще у румын существует «Мош Крэчун», что переводится как Дед Мороз. Собор Пресвятой Богородицы
Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Doxologia.ro
8 января 2021 г.
Источник: Pravoslavie.ru
Анонсы новых материалов
|
|
Страны
51.3% | ![]() | United States |
19.2% | ![]() | Russian Federation |
12.8% | ![]() | Ukraine |
5.8% | ![]() | China |
1.9% | ![]() | United Kingdom |