gototopgototop
События
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
Авторизация



Строительство Храма
История строительства Храма
Храм в Яковлевке
Храм Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны
БФ "Благо-Вита"
Благотворительный фонд Благо-Вита
Баннер
(На данный момент в разработке)
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Медицинские  беседы св.митр.Серафима (Чичагова)

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Начни день с милосердия!
Баннер

PostHeaderIcon Трудное счастье усыновления, 1. О страхах.

 В последнее время средства массовой информации активно продвигают тему усыновления детей-сирот. И увидев по телевизору очаровательных брошенных детишек, многие нередко задумываются: «А не могу ли и я стать тем, кто осчастливит этого ребенка?». Но сердечные порывы тормозятся вполне оправданным голосом разума. Смогу ли я понести такую ношу? Есть ли в моем сердце достаточный потенциал любви и терпения? Будет ли этот ребенок вызывать у меня такое же умиление, когда наступят неизбежные трудности? Итак, какие же сомнения относительно приемных детей имеют реальные основания, а какие являются ошибочными представлениями? На этот и некоторые другие вопросы, способствующие самоопределению потенциальных приемных родителей, отвечают руководитель патронатной службы школы-интерната № 55 г. Москвы – Агафонова Ольга Николаевна и психолог – Стрельникова Ольга Сергеевна.

 

 

- Что нужно понимать потенциальным родителям, чтобы решиться на такой серьезный шаг – взять приемного ребенка?

 

- Нужно понимать, что родить своего ребенка – естественно, а взять приемного – это выше естественного, в каком-то смысле – это подвиг. Здесь и высота больше, но глубина падения тоже. Своего ребенка не вернешь в детский дом, а относительно приемного всегда существует мысль, что откуда его взял, туда можно и вернуть. Не секрет, что процент отказа от приемных детей очень большой, по некоторым данным – около 25%. Хотя, надо сказать, что среди тех, кто отказывается, очень много бабушек-опекунов, которые не в силах растить своих внуков-подростков. Нередко и приемные родители отказываются от детей именно в подростковом возрасте, несмотря на то, что   брали их маленькими.

 

- То есть подростковый кризис воспринимается как дурные гены, хотя на самом деле мы, из благополучных семей, вели себя в соответствующем возрасте не лучшим образом?

 

- Да. Но когда свои дети становятся дурными, не на кого жаловаться: гены свои, да своего и не денешь никуда. Про приемного же ребенка можно сказать, что, наконец-то, проявились его дурные гены, мы   этого ждали-ждали и дождались. Если ребенок начинает пить-курить, родители могут подумать, что у него проснулась генетическая память, хотя причины могут быть совершенно другие: обычный подростковый кризис или нарушение взаимоотношений в семье.

 

- Какие же именно качества человека определяют гены?

 

- Гены определяют внешность, темперамент, уровень интеллекта. Считается, что потолок   интеллекта врожденный. Можно сказать, что гены определяют потенциал человека. Но насколько реализуется этот потенциал – зависит от обстоятельств. Они могут не дать развиться врожденным способностям, например интеллекту.

 

- А такие явления как криминал, алкоголизм, наркомания определяются генами в какой-то мере?

 

- Все перечисленные явления являются социальными болезнями. Их возникновение зависит от окружения ребенка. Если он жил в семье алкоголиков, то алкогольная семья является для него образцом для подражания. Пример взрослых, конечно, действует на ребенка. Если ребенок видит, что мать ведет себя определенным образом, то у него запечатлевается, что женщина должна себя вести именно так. Но, помимо социальных образов и генов, есть еще и личный выбор человека – нравственный выбор, а нравственность не зависит от генов.

 

 

Потенциальным родителям также необходимо понимать, что в любом случае они берут психологически травмированного ребенка. Ему нужна не только любовь и забота, но и профессиональное понимание его проблем. С этой целью при нашей патронатной службе существуют курсы патронатных воспитателей. На них мы рассказываем об особенностях детей, переживших разлуку со своими родителями, о тех, которые всю жизнь прожили в детских учреждениях, а также о проблемах, которые могут возникнуть в процессе адаптации в приемной семье. Мы переориентируем людей с позиции обывателя на позицию профессионального отношения к такому ребенку. Пытаемся донести, что нужно быть не только родителем, но и воспитателем, то есть ориентироваться не только на свои чувства, но и использовать какие-то приемы, думать о том, что стоит за поведением ребенка.

 

- А чем именно   детдомовские дети отличаются от домашних?

 

- Все детдомовские дети – это дети из неблагополучных семей. Они изъяты из семей больных алкоголизмом, наркоманией, либо это те дети, от которых матери отказались в роддоме, то есть дети с разной степенью травмированности.

 

Если говорить более конкретно, то брошенные дети отличаются в частности нарушением мотивации достижений. Ели у них что-то не получается, то, вместо того, чтобы сделать это несколько раз и добиться результата, они просто отказываются от   этой деятельности. Им свойственна логика, что раз у меня это не получается, то я это не буду делать. В связи с этим часто возникают большие трудности с учебой, особенно актуальные, когда ребенок попадает в семью. При малейшей неудаче в учебе ребенок просто отказывается выполнять задание.

 

- Что же делать?

 

- Делать уроки вместе, хвалить ребенка за малейшее продвижение вперед, тем самым, поднимая его самооценку. У детдомовских детей низкая самооценка. Это объясняется тем, что, будучи оставлены родителями, они имеют представление о себе, как о «никому не нужных». Это закрепляется и отношением персонала, поскольку, если ребенок ведет себя хорошо в группе, то на него просто никто не обращает внимания. Реакция же взрослых следует только при плохом поведении, что поднятию самооценки это не способствует.

 

- Бытует мнение, что все детдомовцы – больные и ненормальные?

 

- Действительно, у всех детей, находящихся в детдоме, есть в какой-то мере эмоциональное, интеллектуальное либо физическое отставание. Но нельзя сказать, что они больные и ненормальные. Они просто отстают от своего возраста. Однако бывают случаи, когда и доходит до патологии.

 

- Что здесь можно сделать: смириться с тем, что ты берешь психологически   травмированного ребенка, и последствия травмы останутся с ним навсегда, или можно что-то сделать, и что именно?

 

- Чем раньше была травма, тем меньше шансов, что последствия полностью сгладятся, поскольку, чем раньше была травма, тем большее количество сфер она затрагивает, тем больше шансов, что последствия ее будут сказываться всю жизнь. Но это не означает, что совсем ничего нельзя сделать. Но все равно ребенок, взятый в семью уже подросшим, будет отличаться от ребенка из обычной семьи.

 

 

А относительно того, что делать, то, прежде всего, нужно принять этого ребенка как своего. То есть не предъявлять к нему завышенных требований, оказывать ему всякую поддержку и стараться реабилитировать его в тех вопросах, которые у него особенно нарушены. Если есть задержка развития, то стараться ее компенсировать, если есть серьезные эмоциональные нарушения, то обращаться к специалистам. Необходимо уделять очень много тепла этому ребенку, гораздо больше, чем обычному, и гораздо больше терпения. Общий рецепт дать невозможно, потому что у каждого ребенка свои реабилитационные программы.  

 

На наших курсах мы только намечаем возможные проблемы, но не даем конкретных рецептов решения этих проблем. Каждый патронатный воспитатель должен заниматься своим самообразованием,   подключать и голову, и сердце к решению вопросов, которые возникают в связи с приемным ребенком.

 

Надо размышлять над каждым поступком ребенка, над его проявлениями и стараться искать выход, причем искать его творчески.

 

- Можно привести какой-нибудь пример творческого решения проблем?

 

- Одна наша очень хорошая патронатная воспитатель, мама двоих кровных и двоих приемных детей, женщина эмоциональная и с творческим мышлением, рассказала, например, про игру, которую она устраивает у себя в семье. Для того чтобы сблизить себя и приемных детей и в тоже время кровных не отдалить, она придумала игру в так называемые тайные письма, которые пишутся молоком. Каждый ребенок может написать ей личное послание, о котором никто не узнает, кроме нее и этого ребенка. Надо сказать, что она постоянно что-то придумывает и своим добрым отношением не вызывает ревности у детей. Первое время возникла сильная ревность со стороны младшей кровной девочки, потому что приемные дети оккупировали мать и не подпускали к ней кровных. Поэтому она стала придумывать разные способы для того, чтобы уделять внимание и кровным детям, и приемным. Например, наедине сказала своей младшей дочери, что она ее   все равно любит больше всех.

 

- Разве это педагогично, ведь дочь   расскажет об этом другим детям?

 

- Насколько мы знаем, она преподнесла ей это как секрет, который знают только они, который объединяет их без участия всех остальных. Возможно, если бы мать ей не сказала этих слов, то девочка так и не смогла бы принять приемных детей. Кроме всего прочего, нужно еще понимать, кому и что можно сказать. Эта девочка – очень умный, деликатный и продвинутый для своего возраста ребенок. Она никогда не скажет своим приемным братьям об этом, потому что, во-первых, понимает, что это может их обидеть, а во-вторых, осознает, что если она будет афишировать свои личные отношения с матерью, тем самым она этих отношений лишится.

 

Творческий подход состоит в частности в том, что бы найти подход к каждому конкретному ребенку.   Для одного какой-то подход сработает, а для другого будет бесполезным или, наоборот, навредит.

 

- Действительно ли серьезна проблема и одна из основных причин возврата приемных детей – это сложность взаимоотношений кровных и приемных детей?

 

- Подобные возвраты происходят не из-за детей, а из-за взрослых. Кровные дети, как бы они сами не относились к приемным, все равно займут позицию родителей. Если родитель настроен на то, что приемный ребенок будет жить в семье, то дети, рано или поздно, примут эту позицию. Если же   родители колеблются или начинают себя неправильно вести по отношению к приемным детям, то конечно, кровные дети повторяют и выявляют это как индикатор. Они просто показывают, что уже существует   проблема отвержения семьей этого ребенка, но не дети являются ее причиной. Причина все равно в родителях.

 

Если в семье есть свои дети, то психологи рекомендуют брать приемных детей младше своих, чтобы установилась естественная иерархия.

 

Не стоит брать приемных детей, когда свои дети маленькие. При проявлении агрессии со стороны приемных детей, маленькие дети не могут защититься, конечно, у родителей сразу возникает желание вернуть приемного ребенка обратно. Хотя из этого правила есть и исключения.

 

 
Слово Патриарха. Неделя 15-я по Пятидесятнице
25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Православный календарь
Кто на сайте
Сейчас 908 гостей и 1 пользователь онлайн

Страны

60.9%United States United States
17.4%Russian Federation Russian Federation
11.8%Ukraine Ukraine
2.6%Netherlands Netherlands
1.6%France France
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval