gototopgototop
События
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
Авторизация



Строительство Храма
История строительства Храма
Храм в Яковлевке
Храм Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны
БФ "Благо-Вита"
Благотворительный фонд Благо-Вита
Баннер
(На данный момент в разработке)
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Медицинские  беседы св.митр.Серафима (Чичагова)

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Начни день с милосердия!
Баннер

PostHeaderIcon Духовный фронт

 «Железный канцлер» Германской империи второго рейха Отто фон Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы – войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.

Вот о чём мы часто забываем, когда обсуждаем очередную педагогическую новацию или, казалось бы, банальный хозяйственный вопрос: например, компьютеризировать школу или нет.
Мы сильно недооцениваем роль простого школьного учителя. Зачастую недостаточно ответственно подходим к приёму в педвузы тех, кто впоследствии войдёт в школьные классы.
 
Помню, ещё лет 30 тому назад, будучи тогда студентом Полтавского медицинского института, я в троллейбусе невольно услышал разговор двух молодых учительниц.
Они горячо обсуждали поведение своих воспитанников, и вдруг одна из них сказала: «Да я б его головой об стенку, – да так, чтоб…» - и последовало вполне понятное окончание фразы, на что её собеседница участливо покачала головой…
Я, конечно, понимал, что школьники порой могут вести себя безобразно. И всё же, как-то уж слишком дико прозвучало это из уст – кого? – Учителя!..
 
Об этом случае я поведал знакомому заведующему одной из кафедр пединститута, на что он ответил: «Нечему тут удивляться – в наши педвузы сейчас идут очень многие из числа не поступивших в более престижные ВУЗы».
 
Я уверен: сегодня мы как раз и пожинаем плоды этой практики – когда учителями поневоле становились те, кто никогда к этому не стремился (т.е. вопреки).
Но в то время, когда я считал, что учиться «на учителя» идут исключительно по призванию, это было для меня настоящим откровением.
Я решил изучить этот вопрос, так сказать, в мировом масштабе, и раскопал прелюбопытнейший факт...
 
Оказалось, что когда в 1957 году Советский Союз запустил в космос первый в мире искусственный спутник Земли, американский Конгресс, в срочном порядке, на закрытом заседании обсуждал это событие: «почему они, а не мы?».
Специальная комиссия пришла к выводу, что именно существующая в СССР система образования позволила советской науке одержать победу в космической гонке между СССР и США.
В результате этого закрытого совещания было принято решение о кардинальном изменении формата американской системы образовании по образцу нашего и о многократном увеличении её финансирования. Одновременно были предложены ряд технологий сдерживания дальнейшего развития советского образования и науки.
 
С тех пор прошло более полувека и сегодня мы уже воочию наблюдаем реализацию этого задания на всём постсоветском пространстве.
 
В «перестроечном» угаре наши доморощенные реформаторы принялись реформировать всё, что только можно, не подумав о том, что если и было в Советском Союзе что-то стоящее, достойное того, чтобы его сохранить, то в первую очередь – это наши школы и университеты.
Однако скорость и разнообразие реформ украинской школы не давали возможности оценить их качество и целесообразность – даже тогда, когда в 2007 году Иван Вакарчук (в то время – министр образования Украины) с гордостью заявил, что главным своим достижением считает внедрение ЗНО, как обязательной формы вступительных экзаменов в ВУЗ.
На самом же деле он сказал неправду.
Система тестирования знаний абитуриентов (вместо традиционных вступительных экзаменов) была нам грубо навязана – в соответствии всё с той же технологией разрушения.
Никто её по своей воле не принимал. Нас не спрашивали, а просто поставили в известность.
Другое дело, что у общества, к несчастью, не хватило воли, ума или инстинкта самосохранения выйти для защиты собственных детей на улицы – в знак протеста против
процессов, суть которых заключается в стремительной дебилизации страны (в какие бы красивые обёртки эти процессы не рядились)…
 
Итог: большинство вчерашних школьников приходят в ВУЗы в состоянии полной профдезориентации – зачастую просто лишь за тем, чтобы либо «откосить от армии», либо просто получить диплом – любой, неважно какой, – «лишь бы был».
Все вопросы зачётов и экзаменов нередко теперь решаются с помощью денежных операций. Как говорят у нас в народе: «Купил права (в данном случае – диплом) за сало»…
О получении знаний для будущей профессии думают единицы.
 
Отдельная история: отношение к учителям.
 
Раньше труд учителя считался самым уважаемым и авторитетным.
«Это же учитель!», – говорили родители провинившимся детям, нахамившим учителю.
Теперь же сами родители порой публично унижают педагогов – прямо на глазах учеников. Мол, кто ты такой с зарплатой в две тысячи гривен? Сиди и не отсвечивай! И сынульку моего не трожь, – пускай себе на Ай-Педе играется…
 
Мне нравится знаменитая, потрясающая по своей глубине фраза Бисмарка: «Битву при Садовой (самое крупное сражение австро-прусской войны 1866 года – В.П.) выиграл прусский школьный учитель».
 
А ведь то же самое можно сказать и о советском учителе, который выиграл и Великую Отечественную войну, и битву за целину, и битву за космос, и одержал множество побед в боях «местного значения» – в научных лабораториях, в заводских корпусах, на всесоюзных стройках, на спортивных аренах и т.д. и т.п.
 
Какие же битвы выиграет современный украинский учитель?
Увы, на сегодняшний день вопрос этот пока чисто риторический…
 
Когда я учился в школе, мы воспринимали наших учителей, как народную элиту. И мы, советские первоклашки, покидая дом, чувствовали, что идём в школу не просто учиться читать и писать, а мы шли к нашей общей «школьной маме».
И это ощущение, что наша классная руководитель, моя первая учительница, была моей «школьной мамой», сохранилось у меня и по сей день…
И даже уже начав «ходить по классам» – от учителя к учителю – меня всё равно не покидало это благоговейное чувство к человеку с мелом у доски.
И я не знаю, какое отношение сформировалось бы у меня к школьному учителю, если бы в первые школьные годы вместо моей «школьной мамы» оказалась бы вот та молодая учительница из троллейбуса!
 
Я просто убеждён, что уж куда-куда, а в педвуз нельзя принимать студентов лишь на основании сданных тестов по украинскому языку и неким профильным дисциплинам.
Необходимо, чтобы каждый абитуриент, желающий поступить «на учителя», должен в обязательном порядке проходить ещё и специальное тестирование на профпригодность, из которого явственно обнаруживалось бы наличие у абитуриента самых важных качеств будущего педагога и воспитателя: терпения, любви к детям, человечности, жертвенности.
Только в этом случае станет возможным отделять пшеницу от плевел уже на стадии поступления в главный ВУЗ страны.
Иными словами, в педвуз надо брать «мамочек», причём – в идеале! – «мамочек» верующих.
В противном случае, чему может научить детей человек с деформированной системой ценностей, с искажёнными представлениями о добре и зле, о красоте и уродстве, о высоком и низком?
То есть будущих учителей нужно отбирать по определенным качествам – и вот тогда, как минимум через поколение, мы уже увидим совсем иной результат.
Я в этом уверен.
 
Всего лишь изменив подход к проблеме зачисления студентов в педвуз, мы получили бы через одно, максимум два поколения, совсем другой народ, которому не нужны будут никакие «майданы», который будет иметь в себе потенциал преодоления той великой смуты, в которую мы вошли 20 лет назад и выхода из которой нам не видать, если мы уже сейчас не начнём с главного – с того, о чём так часто говорил Бисмарк.
Без этого изменения наша система образования будет продолжать воспроизводить тот инфантильный тип общечеловека-потребителя, который по определению не способен к позитивным изменениям не только в обществе, но и в своей личной жизни.
 
Тем, кто сегодня управляет нашей страной, пора понять, что более полувека назад некие внешние силы незаметно подменили наши традиционные ценности, навязали нам чуждые идеалы и заставили всё наше общество жить по совершенно иным моральным лекалам.
И самое страшное здесь то, что отечественное образование, будучи частью всей этой перестроившейся системы, вынуждено соглашаться и учить этим духовным суррогатом детей. А те, принимая на веру продукт школьного конвейера, начинают в этот продукт верить и им питать свои души – без всякого критического осмысления.
А ведь слово «воспитание» происходит от слова «питать». Питать чем? Прежде всего, духовной пищей!
А наличие в слове «воспитание» приставки «вос» означает восполнение этого питания. Следовательно, под воспитанием следует понимать передачу ценностей, традиций, знаний и опыта от старших поколений к младшим.
Именно в процессе воспитания и осуществляется то, что мы привычно называем «образованием», т.е. процесс формирования внутреннего, т.е. духовного образа воспитанника – того образа, который и будет проявляться в его внутренних устремлениях, ценностях и идеалах, и выражаться в его поведении, манерах, речи и т.п.
Вот почему образование – это не только загрузка человеческого ума некоей суммой знаний.
Это – намного больше.
Образование – это то, что остаётся в человеке, когда всё выученное забывается.
 
Поэтому воспитание – это не просто обучение ребёнка правилам хорошего тона. Это, прежде всего, научение ребёнка нравственности в традициях культуры его народа.
И только при таком понимании, казалось бы, давно известных нам понятий образования и воспитания, мы сможем остановить этот конвейер по формированию общечеловека-потребителя.
В нашей традиционной отечественной школе воспитание настолько тесно было вплетено в учебный процесс, что даже простое оценивание знаний обладало воспитательным воздействием.
Тех, кто учился на одни «пятёрки», называли «отличниками». Тех, кто регулярно получал «двойки» – «двоечниками».
Быть «двоечником» было стыдно, и это побуждало нерадивого ученика предпринимать определённые усилия, чтобы перейти в разряд хотя бы «середнячков».
Ну, а «хорошисты» и «отличники» изо всех сил стремились удерживать завоёванные позиции.
А что стоит за нынешней безликой 12-бальной системой оценивания?
Каким вторым словом мы назовём «семёрышника» или «пятёрошника»? Нет такого слова в современной украинской школе!
И за всем этим стоит всё та же пресловутая технология разрушения «до основанья, а затем…»…
Мне кажется, что не нужно излишне уповать на «хороших министров»образование не может быть делом одного ведомства или даже всего правительства.
Проблему надо решать иначе – всем миром, как защищают страну, когда она подвергается нападению извне.
Недопустима ситуация, когда школа снимает с себя ответственность за воспитание личности.
Нельзя слепо следовать Болонской системе и превращать наших детей в объект для апробации инновационных образовательных моделей, заимствованных извне и не прошедших проверку временем.
Бог даст, нам удастся остановить этот запущенный по чьему-то недомыслию или недоброй воле процесс национального одичания, порою кажущийся уже необратимым.
 
В том, что это возможно в масштабе всей страны меня убеждает наша харьковская православная школа, к которой я имею некоторое отношение.
В этой школе воспитанников именно воспитывают и образовывают – так, как это некогда было в нашей стране, которую мы потеряли.
И знаете, что мне больше всего запомнилось в этой школе?

Глаза детей!
Это совсем другие глаза.
Такие вы редко встретите в обычной школе. В этих глазах отражается душа ребёнка, учебный день которого начинается и заканчивается молитвой.
И эти глаза сильнее любых доводов нынешних европейских светил от образования убеждают меня в том, что возрождение народное возможно.
И поэтому я верю, что наступит день, когда какой-нибудь «Бисмарк» скажет и о нашем учителе: «Битву за Украину выиграл украинский учитель!».
 
Слово за нами, уважаемые родители, педагоги и господа власть имущие!
 
Валерий Правдин, руководитель ВОО «За веру, семью и Отечество», экономист, кандидат медицинских наук (г. Харьков)
 
Слово Патриарха. Неделя 5-я по Пятидесятнице
25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Молитва о России
Православный календарь
ФОНД МИНИНА
Кто на сайте
Сейчас 922 гостей и 7 пользователей онлайн

Страны

58%United States United States
18.7%Russian Federation Russian Federation
13.7%Ukraine Ukraine
2.5%Netherlands Netherlands
1.1%Kuwait Kuwait
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval