gototopgototop
События
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
Авторизация



Строительство Храма
История строительства Храма
Храм в Яковлевке
Храм Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны
БФ "Благо-Вита"
Благотворительный фонд Благо-Вита
Баннер
(На данный момент в разработке)
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Медицинские  беседы св.митр.Серафима (Чичагова)

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Начни день с милосердия!
Баннер

Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие (Лк. 23, 40-43). А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет.

Что Бог не попустит, то никогда не случится. А мы думаем, что можем избежать чего-то плохого, стуча пальцами по столу и приговаривая: "Тьфу, тьфу". Это обнажает наше непотребство, наше неверие, наше убожество. Верим в случайность, а не в Промысел Божий, верим в судьбу, а не в Бога Вседержителя, в руке Которого благополучие или не благополучие не только отдельно взятых людей, но и судьбы всего мира. Прости, Господи, наше неразумие. Дай прикоснуться к Твоей Премудрости не в будущей, вечной жизни, но ещё здесь, на земле. Иначе мы погибнем не от чего-нибудь, а от неразумия! Многие хотят стать героями, но мало кто хочет стать святым. Почему? - Потому что к героизму ведёт славолюбие и ложное бессмертие, а путь к святости - ежедневный крест, распинание страстей. На героизме основана культура. А на Вере в Бога - вечная жизнь.

Пока человек не возродился в Духе, сатана крепко сидит в его сердце. Он знает все помышления, чувства, стремления, склонности и страсти человека, так что может пересказать все грехи, совершенные им в течении жизни, что и делает на мытарствах. Только покаяние раздирает наше греховное рукописание (см. Кол гл2:14), но относимся мы к нему часто не как должно, легкомысленно. Сознание греха есть, а покаяния как такового нет; будет ли тогда изглажен грех из книги совестной? Порочны могут быть не только дела, но и слова, мысли и намерения. Предаваясь страстям, хотя бы в помыслах, мы оскорбляем Святого Духа. Вот она, разница между правовой общественной нравственностью и нравственностью христианской!

 

Молитва есть обращение человеческого ума к Богу. Первое движение ума есть движение вовне, второе - к самому себе и третье - к Богу. Вот это третье даётся труднее всего. А без молитвы, без постоянного памятования о Боге, выражением чего является молитва, мы не можем устоять против мысленных искушений, постоянно одолевающих нас. Чтобы чисто молиться, без парения мыслей, нужно отказаться от самого себя и от мира, во зле лежащего, а мы этого не хотим и не можем, вот и нет у нас настоящей молитвы. Убеждаешься, что истинная молитва есть дар Божий, как и всё благое и совершенное. Удостоимся ли мы его?

 

Старец Силуан – современный подвижник. В нем нет никакой фальши, прелести. Говорит он и пишет по Божией благодати. То, что Господь открывает ему Духом Святым, он слушает и повторяет. Это человек без высшего образования, хотя какую-то школу он, конечно, имел. Его книга получила известность. Сам он ее не писал, писал отец Софроний с его слов. Она переведена – боюсь сказать точно, на сколько языков, но более чем на десяток точно. Верующие, которые обращаются к этой книге, ищут правды, Истины – и находят. Не сказать об этой книге с высокой похвалой и благодарностью к старцу Силуану невозможно.

Читать далее...

 

Бог живёт в вечности, поэтому и Промысл Его охватывает вечность. Невозрождённый человек живёт жизнью мира сего, поэтому его пугает всякая скорбь, несчастье, болезнь. Скорби же смиряют человека, его гордое возношение ума, которое в большинстве случаев и есть причина внешних злоключений. Не хотим скорбей - надо смиряться духом (смирившихся Бог не уничижит); не смиряемся, ведём греховную жизнь, и вот, жезл Божий исправляет нас. Но исправляет не всех, для некоторых это Божие вмешательство служит причиной ещё большего падения - ропота на судьбу, на обстоятельства, на людей, - на всех, только не на самого себя. Избави нас, Боже, хотя бы от этого!

 

Сколько зла, бывает причиняют нам люди, да и мы небезгрешны, но только святые с радостью подъемлют презрение, гонения, поношения, уничижения, потери в имуществе, веруя, что все это служит для усовершенствования души. А мы скорбим, огорчаемся, плачем, когда нас поносят, уничижают, презорствуют, вредят нам, отвергают нашу заботу и любовь. Но род человеческий разве весь проникся благодарностью к Богу за Его безмерное уничижение: плевки, терновый венец, за гвозди, копие, за смерть и Воскресение? Прости нас, Господи! Святые говорят, что в последние времена люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Почему так? Оттого, что добродетель умалится в людях и вместо любви будут господствовать страсти, в первую очередь гордость. И кого захочет помиловать Господь, тот будет бедствовать, чтобы он смирился. А где смирение, хотя бы невольное, там и спасение.

Если человек не верует в Бога, в будущую вечную жизнь, то какова будет его цель в земной жизни? Конечно же, устроиться наилучшим образом в этой жизни: удача во всех житейских предприятиях, здоровье, благоденствие и т.д. А святые говорят, что не может человек и здесь плясать с бесами, и на том свете веселиться с Ангелами. Или то, или другое - что определяется свободной волей человека. И вот это и есть генеральный выбор человека, о котором так много пишут экзистенциалисты, но которые едва ли постигают его глубинную сущность. "Выбор" есть, действительно, важнейшее действие человека, но это выбор не чего-либо малозначащего, а выбор жизни - или смерти.

 

Правильно говорят святы отцы, что человек никогда не останется в неверии, если не решит навсегда остаться во зле. Поскольку воля человека свободна и он создан самовластным, то есть призван свободно управлять своей волей, то эту волю, хотя и греховную, Бог не желает изменить насильственно, чтобы не причинить человеку нестерпимую муку. Поэтому каждый грешник мучается не по вине Бога, а через свои страсти и похоти, поэтому на вратах ада написано: "Каждому свое". Когда человек хоть чуть-чуть поднимается над уровнем плотского мышления, то ясно видит безумие гордости и возвышения, пренебрежения к Богу и людям. И это исходит не от человека, а от милосердия Божия, не желающего погибели грешникам, но чтобы им обратиться и жить вечно (Иез. 33, 11).

Два разбойника на кресте олицетворяют всё человечество, и как Иисусу Христу было тяжело слышать ругательства безумного разбойника, так и людям, познавшим истину, тяжело быть рядом с беззаконными людьми. Христос молчал при ругательствах разбойника, воинов и других насмешников, а нам не хватает терпения. Помоги нам, Господи.

Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога»

 

Нрав плотских людей - это одни страсти и пристрастия. Горе человеку, когда он служит им! Страсти и пристрастия влекут его долу, привязывают к земле, делают чистой плотью, в которой не может пребывать Дух Божий. Бесплодная смоковница или сухое дерево показывают участь невозрожденных в Духе людей. Как их срубают и вметают в огонь (Мф. 21, 19; 7, 19), так и та же участь ждет и нераскаянных грешников, злоупотребляющих долготерпением Божиим.

 

Думаешь иногда и недоумеваешь, почему люди не хотят читать ни Священное Писание, ни вообще духовные книги? Ответ, очевидно, надо искать в словах Иисуса Христа: "Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин. 3, 19-20).

Каждый человек призван служить Богу. Но найти правильный ответ, в чём конкретно должно заключаться служение того или иного человека, бывает не так просто, а между тем ошибка в этом вопросе равносильна смерти, и смерти духовной. Ибо единство сил, возможностей и таланта, данного человеку Богом, может творить чудеса, а разобщение их порождает муку. И как часто человек хочет быть не тем, что он есть, не тем, что от него хочет Бог, а тем, кем его вынуждает быть честолюбие, ложно понятый интерес или цель, превышающая возможности человека. Смерть производит над всем этим беспристрастный суд, но дай нам, Господи, ещё при жизни верно определить своё назначение, чтобы не услышать нам по смерти: Не знаю вас, откуда вы (Лк. 13, 25).

Христиане - это, конечно, особый народ. Как Богочеловек Иисус Христос отличается от падшего Адама, так и христиане отличаются от плотских людей. Велико звание христианина, но велик и труд быть им. Жизнь христианина есть добровольный крест, распятие плоти, восхождение к Небесному Отечеству. Кратчайший путь христианина ко спасению - борьба со своеволием, этим корнем грехопадения. А для плотских людей нет ничего ценнее своеволия, от которого они не способны отречься даже за все сокровища мира. Так греховная свобода противостоит спасению; это есть оружие сатаны, которым он пополняет свою державу смерти.

Когда человек живёт на земле, то бесчисленными нитями привязывается к родным, детям, дому, к работе и т.д. Но родина его не на земле, а на Небе, у Бога. А как мало мы задумываемся над этим! Неужели жизнь на земле лучше жизни небесной, неужели наш земной дом лучше вечных обителей? Блажен, кто окончил свою земную жизнь в надежде вечного спасения, кто с миром перешёл от жизни временной к жизни вечной! Слава Богу, устрояющему наше обращение и спасение, слава Жертве Христа, слава Его Воскресению, в коем и нам надлежит воскреснуть, если будем иметь веру и творить добрые, а не злые дела. Слава Божиему долготерпению и милосердию!

Всем верующим в Господа нашего Иисуса Христа хочу сказать, нельзя служить Богу и мамоне, т.е. нельзя верить и обманывать, обсчитывать, красть, лгать и приносить вред другому лицу, тем более осуждать, клеветать, блудить, убивать, предавать, об этом нам говорит Святое писание, помните, что Бога обмануть нельзя, невозможно, что посеет человек, то и пожнёт. Подумаем о детях наших, внуках, что их ждет, если мы верим во что угодно, кому угодно, a не Христу, который распялся и безвинно пострадал за нас с вами. Родные мои, от каждого из нас, зависит дальнейшее развитие событий в мире и в России, обратимся к Богу с сердечным воплем о помиловании и оставим всю злобу, всю мерзость греха.

Сетуем иногда, что люди не ходят в церковь. Но как они будут ходить в церковь, если живут порочно и не каются? Церковь есть собрание кающихся, а не тех, кто лишь изредка заходит в храм в какой-либо крайней нужде, а потом забывает о ней. Иногда удивляешься, до какой степени некоторые люди не находят себе покоя, изнывая в заботах о ничтожных вещах. Здесь не обходится без вмешательства бесов, внушающих попечения о суетном, вместо попечения о душе. Как на признак последних времен на это указывают святые, например, Нил Мироточивый: «Многозаботливость будет помрачать чувства человека, нечувственного ко спасению своему, чтобы от множества плотских забот не мог ощущать спасение, то есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения».

Путь спасения - это путь скорбей и болезней. Почему? Потому что иначе человек не может отвратить ум и сердце от пристрастия к миру сему. Болезнь сама по себе отвращает от многих грехов, которые может совершать человек, будучи здоровым. Скорби же часто посылаются для очищения души и во прощение прежде совершённых грехов, а также в предупреждение от новых. Вот и желай здоровья и счастья!
Здоровье должно быть прежде всего духовное. И нет большего счастья, когда совесть не осуждает нас ни за прошлую, ни за настоящую жизнь. Увы, это удел немногих. А нам остаётся только каяться перед Богом за своё непотребство и надеяться, что Он не отринет нас, как сказано: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

Важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом. У меня недавно был человек, очень большой, и говорил он басом. Рассказал про себя, он очень крупный производитель, и дела у него идут все замечательно. А потом помолчал и добавил: "Я - шестнадцатый!" Мне даже сначала показалось, что я что-то не расслышал: Что-что? - переспрашиваю у него. Оказалось, действительно, он - шестнадцатый ребенок в семье. И Господь благословляет этот род, у них тоже у всех помногу или по несколько детей.

 

В чем суть жизни — скажи? Суть жизни — приобрести вечность. Когда Бог создал человека, он был вечным. Христос...для чего страдал Христос?
Чтобы человеку дать возможность побеждать не только свои немощи, свои страсти, но и побеждать дьявола, который существует непременно. Вот, скажи например, может человек прожить десять минут без воздуха? Крайняя есть нужда у нас в воздухе, да? Посади человека в камеру, пять минут - и человек умрет. Мы воздуха не признаем, потому что не видим его. И не щупаем.
Но воздух — реальный. И ангелы с бесами реально существуют.

Святые говорят, что всякое стечение обстоятельств - от Господа. И мы верим тому, видим в этом Промысл Божий, а все же нет-нет да и начинаем скорбеть, что не поступили так-то и так-то, вопреки сложившимся обстоятельствам, сделали какие-то ошибки. Но, видимо, и наши, и чужие ошибки, хотя и совершённые свободно, тоже в воле Господа, потому что поступи мы по-другому, дело пошло бы иначе, не так, как случилось по Промыслу Божию. Надо смирятся, быть готовым принять все так, как будет или уже случилось, и не терзать себя, что многое в жизни идёт не по нашим желаниям и представлениям.
Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно во веки.
(Иов гл1:21).

 

Когда-то христиане бежали из городов в уединенные пустыни.
В последние времена им предстоит утвердить торжество духа в бездуховной пустыне городов. Они живут в мире, но не сливаются с ним, служа Богу в сокровенности своего сердца и мыслей. От цивилизации и внешней культуры - к внутренней жизни, от мира страстей - к Богу; таким является путь возрожденных людей. "Блаженны мертвые, умирающие о Господе" (Откр. 14, 13). Блаженны и мы, когда живем и умираем, как они. Помяни нас, Господи, в Царствии Твоем!

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

 

 

 
Слово Патриарха. Неделя 14-я по Пятидесятнице
25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Православный календарь
Кто на сайте
Сейчас 1418 гостей и 3 пользователей онлайн

Страны

54.3%United States United States
20%Russian Federation Russian Federation
15.5%Ukraine Ukraine
2.7%Netherlands Netherlands
1.2%Kuwait Kuwait
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval