gototopgototop
События
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
Авторизация



Строительство Храма
История строительства Храма
Храм в Яковлевке
Храм Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны
БФ "Благо-Вита"
Благотворительный фонд Благо-Вита
Баннер
(На данный момент в разработке)
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Медицинские  беседы св.митр.Серафима (Чичагова)

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Начни день с милосердия!
Баннер

Начинающие поститься люди обычно обращаются за советами к священникам. А что, если спросить поднаторевших в постах мирян? Своим опытом делится Владимир Берхин.

О том, как правильно поститься и как поститься неправильно, написано уже столько мегабайт текста разной степени полезности, что кажется странным что-то еще добавлять.

Владимир Берхин. Фото Анны Гальпериной

Владимир Берхин. Фото Анны Гальпериной

Собственно, как связаны Бог и странные процедуры Поста, я сказал когда-то тут.

А это текст о практике – короткий список того, что я успел понять на эту тему. Это личный опыт, не общеобязательный, следовать ему стоит только в том случае, если вы не нашли ничего лучше и уже отчаялись найти.

На этом сайте можно найти десятки куда более проверенных советов. Просто главный редактор считает, что и мое мнение будет не вредным для читателей.

Итак, что я понял о практике поста за 25 лет церковной жизни:

1. В общих правилах ценно только то, что они – общие. Постясь по уставу древнего монастыря, я пытаюсь дотянуться до опыта тех, кто этот устав писал, и надо спросить себя, насколько успешно у меня это получается, а не насколько меню формально соответствует правилам.

Постясь, «как учил духовник N», – я ищу того, что знал и понимал духовник N, и эффективность измеряется только моим вхождением в его опыт. Больше никакой ценности в «традиционных» правилах самих по себе нет, будь они хоть стотысячелетней давности.

2. Чем меньше людей вокруг знают о том, что вы поститесь, тем лучше. Вероятнее всего, если вы будете честно молчать, этого вообще почти никто не заметит.

Нам заповедано поститься в тайне (Мф., 6; 17-18) – уверяю, что это не просто так, для тренировки воли. Иоанн Лествичник вообще считал борьбу с излишней болтовней одной из главных составляющих поста как такового.

3. Традиция просить прощения перед постом – она не только для радости (хотя это почти всегда очень счастливый вечер). Это диагностический момент: входя в пост, хорошо бы понять: а к кому у нас есть претензии и кого мы не можем простить? Где проблема, которую хорошо бы начать решать?

4. Всякое человеческое действие имеет цель. Потратьте хотя бы несколько часов на размышления – а зачем вам пост? Не вообще, а именно вот в эти 7 недель – чего вы хотите добиться? Что было бы разумно для этого сделать?

Если у вас есть духовно опытный человек, которому вы доверяете и который хорошо вас знает, – посоветуйтесь с ним, для чего вам вообще всё это надо. Он же может выступить честной внешней контролирующей инстанцией – насколько ваш пост успешен.

5. Пищевые правила без изменения иных частей жизни – бессмысленны, а то и вредны. Без изменения молитвенной жизни, без работы над отношениями с людьми, без хотя бы попыток что-то улучшить в своем поведении пищевые запреты становятся либо бесцельным самомучительством (села Маша на диету, и не стало жизни близким Маши), либо демонстрацией своей религиозности.

Пост – явление комплексное, оно должно затрагивать все сферы жизни.

6. Пост касается всех сторон жизни. Пост – это, конечно, не диета, но пост – и не тренинг личностного роста, не сеанс психотерапии, не упражнение для мозга и не интенсив по терпению длинных богослужений.

Пост – это когда человек поставил себе религиозную цель и религиозными же методами старается ее достичь, прилагая целенаправленные усилия. Из этих усилий в идеале слагается система работы с собой, которая позволяет поставленных целей достигать. Всё вместе это называется словом «покаяние».

7. Поститься не может быть легко. Для себя я сформулировал это так, что поститься должно быть трудно, но не сложно.

Я не дорос до того, чтобы искать хитровывернутые духовные проблемы – они у меня вполне элементарны и для преодоления их не нужно много думать – надо немного поработать.

8. Что касается помощи ближним, то постом стоит сделать нечто в этом отношении лично для вас необычное.

9. И последнее, по мне так вполне очевидное. Я опытным путем убедился, что храмовое богослужение для Поста – совершенно неотъемлемая часть.

Прекрасно и полезно молиться дома. Но Великий пост – всё-таки дело церковное, а не личное. И проводить его вне собрания верных – значит, лишать себя и очень важной поддержки, и каких-то результатов, которых иначе не достигнешь.

 
Слово Патриарха. Неделя 3-я по Пятидесятнице
25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Православный календарь
Кто на сайте
Сейчас 1488 гостей и 2 пользователей онлайн

Страны

52.6%United States United States
21.9%Russian Federation Russian Federation
14.2%Ukraine Ukraine
3%Netherlands Netherlands
1.6%France France
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval