gototopgototop
События
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
Авторизация



Строительство Храма
История строительства Храма
Храм в Яковлевке
Храм Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны
БФ "Благо-Вита"
Благотворительный фонд Благо-Вита
Баннер
(На данный момент в разработке)
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Медицинские  беседы св.митр.Серафима (Чичагова)

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Начни день с милосердия!
Баннер

PostHeaderIcon Об образовании в Харькове свободной экономической зоны

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ХАРЬКОВЕ СВОБОДНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
 
Свободные экономические зоны (СЭЗ) образуются с целью ускорения развития экономики всего государства через благоприятное воздействие на нее преобразований в самой зоне. Поэтому на территории СЭЗ действуют особые экономические условия, льготный порядок налогообложения, создаются условия для развития бизнеса, рыночная и транспортная инфраструктуры, благоприятный экономический климат, привлекающий сюда инвесторов (в первую очередь иностранных, но также и национальных), квалифицированную рабочую силу и тд.
Предполагается, что благотворное влияние СЭЗ на экономику страны проявится в следующих показателях.
Во-первых, через опережающее развитие экономики самой СЭЗ. Благодаря лучшим («тепличным») условиям предприятия зоны будут работать эффективнее, наращивать темпы, увеличивать прибыль, и это приведет к росту общих по стране показателей.
Во-вторых, процветание СЭЗ приведет, несмотря на снижение ставок налогообложения и другие налоговые льготы, к росту массы получаемых налогов (через опережающее увеличение облагаемого дохода), и это будет способствовать росту доходов государственного бюджета, выплачиваемых субъектами налогообложения в зоне.
Третье направление благотворного влияния СЭЗ на экономику страны связано с освоением и последующим распространением за пределы зоны передовых технологий, методов организации производства, «ноу-хау», повышением квалификации работников и т.п. Мировой опыт показывает, что СЭЗ становятся катализаторами технологического развития всей страны, которое ведет к экономическому процветанию.
В-четвертых, создание и развитие СЭЗ позволяет экспериментировать в области экономического регулирования производства, проверять вначале на небольшой территории и потому с меньшим риском методы экономического воздействия на предприятия (новые налоги, бюджетное регулирование, внешнеэкономические регуляторы и т.д.), отбирая для дальнейшего повсеместного использования лишь оправдавшие себя и наиболее эффективные. Если раньше мы говорили о СЭЗ как о катализаторе новых производственных технологий, то сейчас речь идет об их использовании в качестве полигона новых экономических технологий, дающего им путевку в жизнь.
К числу таких новых экономических технологий в первую очередь следует отнести создание действенной заинтересованности и навыков хорошо работать у работников - жителей зоны. Низкую производительность труда, неудовлетворительное качество продукции и ее неконкурентноспособность, характерные для подавляющего большинства отечественных производителей (а протекционистские пошлины, заметим мимоходом, не только не поддерживают последних, а наносят в большинстве случаев им только вред, искусственно убирая конкурентов и тем самым ослабляя стимулы к эффективной работе),- все эти недостатки можно преодолеть не только и не столько обновлением оборудования, что, конечно, немаловажно, но прежде всего изменением отношения к труду. Опыт создания свободных экономических зон в Китае показывает, что рабочая сила на предприятиях быстро овладевает передовыми технологиями, приобретает навыки работы со сложными машинами и ме­ханизмами, тянется к новым профессиям, повышает квалификацию. Этому способствуют большие заработки и, соответственно, более высокий жизненный уровень в СЭЗ по сравнению с другими регионами - и отсюда как боязнь их потерять (что вызывает дополнительное старание), так и большие возможности для повышения образования в семьях с высокими доходами. В том же направлении действуют и характерная для СЭЗ конкуренция ра­ботников, привлеченных из других регионов, и развитие образовательной сети, и расширение географии привлечения инвесторов, что приводит к появлению все новых и новых технологий стимулирования.
Можно назвать и другие преимущества СЭЗ с точки зрения развития экономического потенциала как самой СЭЗ, так и всей страны. Это и заказы на комплектующие изделия, детали и полуфабрикаты для вырабатываемой в СЭЗ продукции, и оплата тарифов за транспортные перевозки, и образование и расходование фондов, связанных с экологической безопасностью, и развитие сферы услуг как для самих жителей зоны, так и, особенно, для обслуживания иностранных инвесторов и т.д.
В целом можно сказать, что создание СЭЗ имеет своей целью максимальное использование имеющихся на территории зоны возможностей и преимуществ для всемерного ее развития и на этой базе подтягивания к ней экономики всей страны. С этой точки зрения, СЭЗ, вероятно, можно ор­ганизовать на любой территории, умело используя ее специфику. Но также очевидно и то, что в одной местности возможностей для этого больше, а в другой - меньше. К числу наиболее перспективных регионов относятся и Харьков с областью.
Большой потенциал Харькова как базы для организации СЭЗ основывается прежде всего, на «двух китах»: Харьков - образовательный и промышленный центр бывшего СССР и, теперь, независимой Украины. Добавим к этому его транспортное, географическое значение в соседстве с крупными промышленными и сельскохозяйственными районами Украины и России. Город расположен на путях, связывающих между собой Украину с восточными районами СНГ и центр России - е ее южными регионами, Кавказом и Донбассом.
Научно-техническое значение Харькова заключается в том, что здесь сконцентрировано более 200 НИИ, КБ, СКТБ, проектных, конструкторских, технологических и изыскательских институтов, их филиалов и отделений. Все они были укомплектованы высококвалифицированными кадрами, о чем свидетельствовал большой объем выполняемых заказов, причем тематика была разнообразной, а заказчики съезжались со всего СССР. Сейчас объемы выполняемых работ сократились в десятки раз. Чтобы поправить положение, нужно предусмотреть налоговые льготы, обеспечить режим наибольшего благоприятствования для сторонних заказчиков, вкладывать деньги в развитие фундаментальных исследований, в рекламу (особенно за рубежом).
Другой источник доходов СЭЗ - образовательная деятельность. В годы до провозглашения независимости Украины Харьков слыл ведущим вузовским центром страны, занимая по числу ВУЗов (более 20, не считая военных) и Харьков и Харьковский регион занимает чрезвычайно удачное географическое положение. С одной стороны, регион расположен рядом с самыми мощными и развитыми украинскими областями: Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской (это 40% ВВП Украины, включая Харьков), а с другой стороны - по соседству с промышленным Центром России и ее необъятными сельскохозяйственными массивами Востока и Юга, Харьковский регион находится на границе сельскохозяйственного Юга и промышленного Центра Востока Европы.
Харьков является мощным транспортным узлом, расположен на пересечении товарных потоков Север-Юг и Запад-Восток. В ближайшее десятилетие экономически эффективной альтернативы этому транспортному узлу не существует.
Географическое положение Харькова в свое время сыграло выдающуюся роль в его становлении как крупного промышленного центра! Отметим, что еще 100 лет назад в Харькове насчитывалось примерно 100 тысяч жителей, а 150 лет назад их количество исчислялось несколькими десятками человек. Бурный рост города совпал со строительством железных дорог, освоением минеральных богатств Донбасса, которые вывозились через Харьков: Большую роль в создании и развитии СЭЗ на территории Харьковской области должно сыграть ее географическое положение и сейчас. Нужно вновь превратить Харьков в главные ворота Украины в СНГ, резко увеличить отгрузку харьковских и провоз транзитных грузов через наш транспортный узел, который занимал одно из первых мест в СССР по грузопотоку, второе, после московского узла, - по пассажиропотоку (с учетом электричек - третье, после московского и ленинградского). Нужно Помнить при этом, что экспорт услуг по своей выгодности стоит сразу за экспортом научной документации и наукоемкой продукции (во всех этих случаях вывозятся продукты труда, т.е. обеспечиваются рабочие места для жителей зоны и не истощаются ее недра, а также мало тратится на ввоз сырья и полуфабрикатов).
Чтобы обеспечить развитие харьковского транспортного узла, необходимо, помимо льготных экономических условий, также упростить пограничные и таможенные процедуры, сделать так, чтобы они не удлиняли существенно время нахождения в пути.
В условиях СЭЗ кроме развития указанных производств можно ожидать и появления большой массы мелких и средних предприятий, которые заполнят существующие ниши на рынке и будут способствовать процветанию зоны.
Харьковский регион обладает мощной высокоразвитой инфраструктурой, обеспечивающей его промышленный и научный потенциал.
Особенностью Харьковского региона является, его обеспеченность газом (7-8 млрд. м3/год) и близость к энергоносителям Донбасса. Регион имеет собственные источники электроэнергии, достаточно хорошее водоснабжение. Он обеспечен основными сельскохозяйственными продуктами, которые могут и экспортироваться. Главным богатством здесь являются люди, высококвалифицированные, образованные, которые могут обеспечить эффективное развитие города и области.
В настоящее время Харьковский регион, как и вся Украина, находится в глубоком кризисе. Так, промышленное производство составляет только треть от уровня 1990г., а в машиностроении - менее; четвертой части. Производительность труда упала более чем наполовину. Численность работающих в народном хозяйстве сократилась почти на 500 тысяч человек.
Таково в настоящее время положение в Харьковском регионе, где предлагается создать свободную экономическую зону.
СЭЗ будет иметь ряд существенных особенностей, которые обусловлены специфическими условиями региона. Как правило, СЭЗ создается для быстрого развития промышленного или торгового потенциала территории. В данном случае предлагается создание СЭЗ в промышленно-развитом районе, находящемся в глубоком кризисе. Основная цель - выведение региона из кризиса и, уже затем, его дальнейшее развитие.
СЭЗ обычно создаются в компактных районах. Однако в данном случае речь идет о создании СЭЗ на обширной территории Харьковского региона. Это связано с тем, что здесь уже сложился промышленный потенциал и обеспечивающая его инфраструктура. Любое расчленение этого единого комплекса может его разрушить или, во всяком случае, замедлить восстановление.
Особенностью СЭЗ является то обстоятельство, что ее создание проводится в рамках рыночной экономики, в то время, как структура производства соответствует плановому хозяйству. Основные производства (завод им. Малышева, «Турбоатом», ХТЗ, ХЭМЗ, Авиазавод, «Серп и Молот») - это гигантские предприятия, для которых рынок Украины мал. Чтобы их мощности были загружены, необходим выход на рынки Украины, России, Белоруссии и других государств СНГ общей численностью не менее 200 млн. человек. СЭЗ сможет создать такой рынок.
Регион уже обеспечен высококвалифицированной рабочей силой, поэтому в рамках СЭЗ нет необходимости ее подготавливать. Следует учитывать и ее дешевизну. Кроме того, в СЭЗ могут готовиться кадры любого квалификацион­ного уровня, необходимые для других стран.
Учитывая особенности Харьковского региона, предлагается создать СЭЗ, ориентированную на промышленное производство, технико-внедренческую и торговую деятельность. Таким образом, СЭЗ будет многосторонней, охватывая основные направления деятельности, прису­щие региону.
Основной целью создания свободной экономической зоны в Харьковской области (СЭЗХ) является привлечение инвестиций для подъема производства товаров и услуг, оживление экономики региона.
С этой целью предлагается:
1.Снять импортные таможенные пошлины с изделий, сырья и материалов, предназначенных для производства товаров и услуг в регионе. Одновременно на эти изделия, сырье и материалы отменить акцизные сборы, если таковые существуют.
2.Снять полностью или уменьшить налог на прибыль, если она получена в результате продажи товаров или услуг, произведенных в результате инвестирования в СЭЗ.
При внесении инвестиций, начиная с момента выпуска товара или оказания услуги, в течение двух лет налог на прибыль не взимается вообще, если она вкладывается в дальнейшее развитие производства или сферы услуг в регионе. Во всех остальных случаях в первый год налог на прибыль снижается на 70%, во второй - на 60% (вариант: налог не взимается до тех пор, пока суммарный размер прибыли не превысит 0,5; 0,75; 1,0 величины вложенных средств).
В последующие годы налог на прибыль, полученную в результате инвестиций, сокращается наполовину. В том случае, если вся прибыль или любая ее часть используется для дальнейшего развития производства, налог с этой части прибыли не взимается.
3.Налог на добавленную стоимость, полученную в результате продажи продукции или оказания услуг за счёт внесения инвестиций, берется в полном объеме, но половина его возвращается в бюджет области для совершенствования инфраструктуры (вариант: 0,7; 0,6; 0,5 НДС - в бюджет населенного пункта, где осуществляется производство или оказываются услуги, а остальное - в бюджет области).
4.Указанные льготы касаются любых инвестиций, осуществляемых в регионе, в том числе и самофинансирования предприятий (т.е. использования собственной прибыли для развития производства или сферы услуг).
Что касается использования амортизационных средств, то они также могут считаться инвестициями, но с соответствующим коэффициентом - 0,5 (вариант: 0,75 или 1,0).
5.Освобождается от налога на прибыль только та ее часть, которая направляется на обновление или развитие основных фондов, а также электронно-вычислительной техники, кроме того, инвестиции могут направляться на увеличение оборотных средств.
6.Льготы действуют только на прирост производства, то есть на ту часть продукции или услуг, которые превышают уровень, сложившийся на момент внесения инвестиций. Таким образом, введение льгот никоим образом не уменьшит доходы бюджета области, да и государства в целом, а позво­лит его увеличить за счет роста объема производства, а значит, и прибыли.
7.Сложной проблемой является определение объема продукции, полученной в результате инвестирования действующих, однако далеко не на полную мощность предприятий.
Во-первых, любые льготы могут быть даны предприя­тию, если объемы данных производства после инвестирования увеличились. Однако следует учесть, что объем производства мог увеличиться не только в результате инвестирования, а и благодаря другим факторам.
Во-вторых, необходимо определить нормативы, показывающие насколько рост объема производства зависит от вложенных инвестиций.
Эту проблему можно решить, например, следующих образом. Из мировой практики известно, что в результате инвестирования производства в первое время его объемы увеличиваются на 0,25-0,33 величины самих инвестиций. В нашем случае, поскольку инвестиции будут вкладываться, как правило, в уже существующее производство (а не в нулевое) и будут являться его стимулятором при правильном эффективном осуществлении вложений, коэффициент роста объемов производства может резко повыситься и составить 1,0-1,5. Таким образом, если в результате вложения инвестиций в размере 10 млн. грн. объем производства увеличится на 10-15 млн. грн., то и льготы на прибыль будут распространяться на дополнительный объем производства в 10-15 млн. грн.
8.Потенциальных инвесторов должен привлечь в СЭЗ льготный режим налогообложения. Это принесет выгоду и региону, и государству в целом.
Предположим, что инвесторы вложат в развитие производства и услуг в регионе 300 млн. грн. В результате объем производства товаров и услуг возрастет также на 300 млн. грн. (без НДС). При рентабельности 25% прибыль составит 60 млн. грн., и всю её инвесторы вновь вкладывают в развитие производства.
При этом в бюджет области не поступает дополнительный налог на прибыль. Но выгоду регион получает безусловно. Во-первых, за счет увеличения количества дополнительных рабочих мест, что уменьшит безработицу. Причем, стоимость одного рабочего места, как известно, колеблется от 5.до 20 тыс. грн. А это значит, что количество рабочих мест в регионе (при инвестировании в 300 млн. грн.) увеличится на 300/5 = 15 тыс. Кроме того, работники, занявшие эти рабочие места, будут получать заработную плату. Соответственно увеличиваются и отчисления в социальные и страховые фонды.
Если же будет принято предложение о передаче в бюджет области 50% дополнительного налога на добавленную стоимость, то бюджет увеличится еще более.
При среднемесячной зарплате в 300 гривен (а в СЭЗ, как показывает опыт, и труд является более эффективным, и зарплаты существенно выше) это будет означать 300*12*15=54 млн. грн. в год. При существующих ставках налогообложения (при данной зарплате подоходный налог равняется примерно 15%, а по отчислениям на социальные нужды - пен­сионный, соцстраха и Чернобыльский фонды - 47,5% от фонда заработной платы) это составит 8,1 млн. грн. под­оходного налога и 25,6 млн. грн. (а всего 63,7 млн. грн.) отчислений на социальные нужды, плюс 50% НДС (300*0,2*0,5=30 млн. грн.) в пользу региона.
Рост заработной платы и траты регионального бюджета, а также внебюджетных фондов увеличат спрос до 63,7+54,0-8,1 (для избегания двойного счета) = 105,6 млн. грн., а значит будет увеличено и предложение. По прошествии двух лет к доходам бюджета области добавятся еще и поступления от налогов на прибыль, хоть и по льготной схеме. В данном случае прибыль составит 60 млн. грн. Снижение налога на 50% означает, что в бюджет поступит налог на прибыль в размере 9 млн. грн. А с учетом отдачи от ежегодных вложений прибыли извне на уровне первого года - только прямые минимальные поступления в распоряжение города составят 266,9 млн. грн. (см. таблицу). В любом случае бюджет области не потеряет ничего.
9.Государственный бюджет в результате создания свободной экономической зоны в Харьковском регионе также ничего не потеряет, но еще и приобретет.
Во-первых, при увеличении объема производства в бюджет поступит дополнительный налог на добавленную стоимость (в нашем примере это 30 млн. грн. в первый год и 66 и 109,2 млн. грн. - во второй и третий).
 

Экономические показатели
Ед.изм.
Пер­вый год
Второй год
Третий год
1
2
3
4
5.
1. Инвестиции извне
млн. грн
300
300
300
2. Инвестиции за счет дополнительной прибыли
млн. грн
0
60
132
3. Итого инвестиции данного года
млн. грн
300
360
432
4. Инвестиции нарастающим итогом
млн. грн
300
660
1092
5. Прирост продукции (к базовому году)
млн. грн
300.
600
1092
6. Рентабельность продукции
%
25
25
25
7. Прирост прибыли
 
60
132
218
8. Прирост рабочих мест (стр.4/20 тыс.грн)
тыс.
15
33
54,6
9. Средняя зарплата
грн
300
330
363
10. Прирост фонда зарплаты (стр.9х12хстр.8)
млн. грн
54,0
130,7
237,8
11. Подоходный налог (15% от стр.10)
млн. грн
8,1
19,6
35,7
12. Отчисления на социальные нужды, 47,5%
млн. грн
25,60
62,00
113
13. НДС в бюджет СЭЗ (50%)
млн. грн
30
66
109,2
14. Налоги на прибыль в бюджет СЭЗ (50% начиная с третьего года)
млл. грн
0
0
9
15. Итого остается п распоряжении СЭЗ (стр.11 + стр.12+стр.13+стр.14)
млн. грн
63,7
147,6
266,9
16. Емкость рынка (стр.10 + стр.15-стр.11)
млн. грн
109,6
258,7
469

 
 
Во-вторых, снизится социальная напряженность в одном из важнейших регионов Украины, начнется стабильный рост производства, сокращение безработицы, увеличение отчислений в социальные фонды.
В-третьих, рост потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах в свободной экономической зоне Харькова сыграет положительную роль на оживлении экономики соседних регионов, а значит, и в улучшении соци­ально-экономической ситуации в Украине.
10. Для заинтересованности других регионов Украины и России в создании в Харьковской области свободной эконо­мической зоны целесообразно увязать предоставление льгот на прибыль с выполнением определенных условий, в которых были бы заинтересованы соседи.
Предлагается, в зависимости от вида продукции, выдвинуть условие, по которому определенная часть комплектующих должна производиться за пределами свободной эконо­мической зоны. Причем, эти комплектующие не должны облагаться ни импортными пошлинами, ни акцизами.
Во всех особых случаях вопрос о предоставлении льгот решается специальной комиссией Администрации свободной экономической зоны.
11. Прогнозирование величины возможных инвестиций показывает, что в первые два-три года их размер может превысить 1,0 млрд. долларов. Прогноз базируется на инвестиционных проектах крупных Харьковских предприятий. Кроме того, можно ожидать не меньших объемов и в малом бизнесе, как в сфере производства, так и в сфере услуг. Конечно, далеко не все проекты смогут найти свое воплощение. Вероятность - 0,5. Исходя из этого и определен возможный первоначальный объем инвестиций.
 
 
Слово Патриарха. Неделя 5-я по Пятидесятнице
25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Молитва о России
Православный календарь
ФОНД МИНИНА
Кто на сайте
Сейчас 1616 гостей и 7 пользователей онлайн

Страны

57.9%United States United States
18.7%Russian Federation Russian Federation
13.7%Ukraine Ukraine
2.5%Netherlands Netherlands
1.1%Kuwait Kuwait
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval