gototopgototop
События
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
Авторизация



Строительство Храма
История строительства Храма
Храм в Яковлевке
Храм Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны
БФ "Благо-Вита"
Благотворительный фонд Благо-Вита
Баннер
(На данный момент в разработке)
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Икона Блаженной Матушки Матроны Московской
Медицинские  беседы св.митр.Серафима (Чичагова)

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Начни день с милосердия!
Баннер

PostHeaderIcon Богоматерь на иконе Рождества не смотрит на Младенца с умилением – Она смотрит на нас с печалью и надеждой

И почему в Сочельник варится сочиво, или кутья – то есть поминальная трапеза


Лет в пятнадцать я перестал ждать день рождения. Может, взрослость пришла, не знаю. Всегда ловил себя на ожидании праздника, трогательном и таинственном чувстве, а тут перестал. Помню только, что ожидание по своему накалу и напряжению в какой-то степени перекрывало сам праздник. Праздник наступает, ты получаешь подарки, иногда разочаровываешься даже, а потом понимаешь, что ждать больше нечего. С этим чувством я даже свыкся, а потом у Высоцкого встретил точное описание: «И только немного завидуешь тем, Другим, у которых вершина еще впереди».


Протоиерей Александр Лыков


Много лет спустя, когда пришел в Церковь, а это было в начале девяностых, мне в руки попались «Записки» отца Александра Ельчанинова. В них он говорил, что однажды потерял ощущение праздника. Как же я удивился! Выходит, не я один. Отец Александр писал, что ощущение это вернулось, когда он уверовал во Христа. Именно в Церкви через живую и искреннюю веру к нему вернулась детскость. Те слова отца Александра помогли мне не только сформулировать то, что давно зрело внутри, распознать собственные чувства, главное, помогли убедиться, что именно в Церкви ко мне вернулась утраченная детскость.


В одном из евангельских чтений мы находим историю о печально идущих из Иерусалима в Эммаус Луке и Клеопе. По дороге к ним приступает под видом путника Господь, которого они, конечно же, не узнают. Путники рассказывают, что Спаситель умер три дня назад, а они-то чаяли, что Он тот, кто восстановит царство Израиля! Для них с распятием и погребением все закончилось. Некоторые женщины, – признаются Клеопа и Лука, – конечно, удивили всех своими рассказами. Мол, им явился ангел у гроба. Но разве можно относиться к этим байкам иначе, чем скептически? «А мы-то чаяли…» – повторяют и повторяют путники. Вскоре происходит узнавание Иисуса, преломление хлеба. И вот уже Клеопа и Лука в радости бегут сообщить одиннадцати о своей встрече. Затем и Сам Господь является остальным… 



«Не хочешь – не бери, но такой красавицы не найдешь». Резной медальон и елка в тряпье в коммуналке у трех вокзалов

Подробнее

Праздник – это исполнение таинственного ожидания, это торжество. Блаженны очи, что видели, потому что многие ждали и не сподобились. Но скажу, быть может, не самую правильную вещь, для меня «а мы-то чаяли…», вот это ожидание, в какой-то степени перекрывает само событие, которого ждешь. По-человечески ожидание значимее. Вспомните, как вы когда-нибудь ждали встречи с любимой, как скучали в разлуке, как готовились к новому свиданию… 


Я много думал и однажды понял, что даже круг церковных праздников устроен таким дивным образом, что мы постоянно поставлены в ситуацию ожидания – Рождества ли, Богоявления, Воскресения. Это так, потому что ожидание не меньшая тайна. А как премудро устроены посты, которые мы часто воспринимаем как обузу – то колбасу нельзя, то яйца с молоком… Но это все дребедень, ведь ожидание важнее колбасы и творога… Если нет ожидания и преддверия, то и сам праздник не то что не важен, к нему просто сложно подойти. А подходить-то надо в тишине, с благоговением.


Рождество для служащего священника всегда сопряжено с суетой: службы, исповеди, большое количество народа вокруг, утренники в воскресной школе… Ты просто вырван из семьи, и праздник наступает много позже служб, встреч, поздравительных приветствий. Приходишь домой усталый и изможденный, стол накрыт, дети ждут, но силы на исходе… и улыбаешься сквозь эту усталость, потому что ты уже прочувствовал его в ожидании. 


Много лет подряд мы с семьей посещаем детский православный центр, в котором ежегодно устраивают праздник ожидания Рождества. Представьте, свет в комнате приглушен, на столе разложено сено и накрыта скромная трапеза сочельника, стоит икона Рождества, горит лампада. Педагог тихо рассказывает детям и родителям о том, что как бы ни было радостно это событие, но Господь, который едва успел родиться, уже готовится на заклание. В Сочельник потому-то и варится сочиво, кутья, то есть поминальная трапеза о том, Кто будет заклан, Кто отдаст Себя за жизнь миру. 


Она рассказывает о плодах на столе, которые всем нам напоминание не уподобляться бесплодной смоковнице. Ведь своею жизнью мы призваны давать плоды веры, покаяния, любви, выстраивания отношений с собой, окружающими, главное, с Богом. 


Мы говорим и о том, что Господь рождается, но сколько Ему еще предстоит и мы редко вспоминаем об этом в сам праздник. Богоматерь же на иконе Рождества не смотрит на Младенца с умилением, Она смотрит на нас с печалью и надеждой.



Две трубы, виолончель и скрипка. Как отмечали Рождество сыновья известного священника

Подробнее

Потом дети по очереди берут в руки свечу и идут по выложенной из еловых ветвей извилистой дорожке к иконе, а взрослые в это время тихонечко поют: «Вот Вася идет по дорожке, по еловой дорожке. Он будет Христа ожидать. Он будет Спасителя ждать… Приходи к нам, Господь, мы Тебя ждем, Тебе свечи зажгли, Тебе песню поем…» Вася останавливается, читает стихотворение о Рождестве… Так делают и остальные дети, и зажженных свечей становится все больше…


И столько в этом нашем совместном ожидании благоговения и таинственности, сколько я не испытывал никогда прежде, потому что обычно я словно «впрыгивал» в праздник как под лучами прожекторов. В ту первую нашу встречу я еще раз убедился, как важно это ожидание, в котором можно побыть вместе, в тишине. Как важно с детьми говорить о празднике при свете свечи. Как необходимо каждому из нас не упустить, прочувствовать дыхание и приближение грядущего торжества. И как редко у нас получается это делать. А еще думал, что никогда не поздно это осуществить. Делать это можно смело весь Рождественский пост от начала и до конца, и даже в преддверии Рождества не поздно. 


Многие годы в Церкви очень верующие и искренние люди говорили мне: «Батюшка, мы только начинаем постигать тайну…» Читая о кончине подвижников, я не раз спотыкался о слова: «Братья, дерзайте, я грешный даже начало покаянию не положил…» Я считал, что есть в этом «начали постигать» и «только положил начало» неправда, лицемерие какое-то. Только много лет спустя осознал, что первое и второе исходят из глубины сердца. Чем ближе человек к Богу и Свету, тем яснее он понимает, что многое не сделано и не реализовано. При чем здесь Рождество? Ожидание прихода Спасителя в мир для каждого из нас может стать такой возможностью глубже и полнее прочувствовать тайну события, которое свершилось несколько тысяч лет назад, и заново пережить его…


Записала Дарья Рощеня

 
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
25 лекция. Искупление
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Православный календарь
Кто на сайте
Сейчас 901 гостей и 2 пользователей онлайн

Страны

58.4%United States United States
18%China China
8.6%Russian Federation Russian Federation
8%Ukraine Ukraine
1.7%Australia Australia
Родком
Баннер
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval